Из опыта работы по восстановлению речи с больными после инсульта на раннем сроке

Восстановление речи после инсульта на раннем срокеОрганизация работы логопеда по восстановлению речи при ОНМК на ранних стадиях развития заболевания.

Восстановление речи при афазии сосудистого происхождения связано с характером и топикой нарушения мозгового кровообращения, что обуславливает не только форму афазии, но и её тяжесть, и динамику восстановления. Стойкость речевых нарушений после инсульта объясняется, как правило, пожилым возрастом больных, а так же наличием у большинства таких больных атеросклеротического процесса диффузного характера.

Однако примерно в 85% случаях удается достигнуть положительных результатов. Это может быть и частичное улучшение какой-либо стороны речевой функции (слухового восприятия чужой речи, артикуляторной дифференциации состава слова, чтения, письма и т.д.) и значительное восстановление всех сторон речи при наличии, однако, остаточных проявлений нарушений. Если начать занятия сразу после инсульта, в первые недели, или даже дни, удается достичь большей эффективности.

Цель логотерапии заключается в том, чтобы выявить остаточные речевые возможности больного, развить их и создать на их основе, путем специальных тренировок, новые навыки речевого общения в обход пострадавшего звена. Раннее начало занятий предотвращает появление и фиксацию патологических симптомов, растормаживает и стимулирует временно угнетенные функции, вовлекая их в деятельность. Все это направляет восстановление по наиболее целесообразному пути.

Выбор метода восстановления речи при афазии… Трудность состоит в том, что необходим индивидуальный подход. «Восстановление речи при афазии стимулирующая терапия, а не терапия обучения» — говорит классик. На начальном этапе развития речевого расстройства это так. Поэтому помимо учета особенностей расстройств речи, через все восстановительное обучение проходит учет особенностей личности больного, его интересов, потребностей, его индивидуальности. Идет работа по формированию мотивов активизации деятельности больного, по снятию его негативных установок – такой вот своеобразный психотерапевтический аспект в работе логопеда. Поэтому любая программа обучения больного с той или иной формой афазии является лишь общей схемой, которая опирается на некоторые исходные принципы.

Техника обучения… Нет преимущества одних приемов восстановления над другими. Прием прямых упражнений или свободная беседа? «Все приемы хороши, — писал Eisenson – если учитывается личность больного». Но существуют основные принципы, которые соблюдаются всегда:

  • Принцип от простого к сложному (относится прежде всего в подбору материала).
  • Вербальный и наглядный материал должен быть комфортным, то есть не загружать внимание больного. Работе ведется на малом объеме и малом разнообразии, как правило, на ситуативно-бытовом уровне.
  • Необходимо учитывать эмоциональную сторону материала (вербального и невербального). Она должна создавать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у больных положительные эмоции, снимать напряжение.

Важным условием обеспечения эффективности восстановительной работы является определенные требования к проведению занятий. Л.С.Цветкова в одном из учебных пособий четко сформулировала их:

  • Учет времени. Продолжительность одного занятия должна зависеть от состояния больного, от течения его болезни, от его личностных характеристик в начальном периоде заболевания, занятия не превышают 15-20 минут. В стабильный период течения заболеваний — до 1 часа.
  • Учет работоспособности и утомляемости. Занятия включают одну — две паузы по 3-5 минут активного или пассивного отдыха. Методы преодоления утомляемости индивидуальны.
  • Учет настроения и самочувствия больного. Это требует от логопеда в период проведения занятий оперативное изменения плана, методов урока по продолжительности и эмоциональной насыщенности.
  • Учет формы организации. Занятия должны иметь разные формы, предусматривающие работу над разными видами активности больного (общей, вербальной, невербальной).
  • Эффективность занятия повышается при условии соблюдения тишины, при отсутствии отвлекающих внимание больного моментов (посторонние люди, предметы, телефонные разговоры и т.д.).

Известно, что любая форма афазии ведет к изменению личности по невроподобному типу и к нарушению общей и вербальной коммуникации, а так же влечет за собой изменение эмоционально-волевой сферы, снижение общей активности, трудность включения больного в контакт, «страх речи», иногда негативизм и т.д.

Правильная организация процесса обучения на ранних сроках инсульта помимо восстановления самой речевой функции позволяет больным преодолеть многие из этих отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а так же помогает создать условия для общей ориентировки больного в создавшейся жизненной ситуации.

Кузнецова Т.В.,
логопед ГКБ № 50,
САО г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия, Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.