Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Взаимосвязь речевых и коммуникативных уменийДефекты произношения у детей с ОНР (общим недоразвитием речи), ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты формообразования, а также трудности развития и формирования связного речевого высказывания являются серьезным препятствием для формирования основных функкций речи — познавательной, регулирующей, обобщающей и коммуникативной.

В речевом процессе все взаимосвязано. У детей с ОНР нарушается коммуникативная функция речи, и это, в свою очередь, препятствует нормальному становлению обобщающей функции. Ведь речевые возможности у таких детей не могут обеспечивать полноценного и правильного восприятия и сохранения информации при коммуникации.

Кроме того, как отмечает Н. И. Жинкин, задержка развития речи ведет к задержке развития другого компонента — мышления. Поэтому ребенок с ОНР не овладевает в соответствии со своим возрастом понятиями, классификациями, обобщениями. Ему сложно выполнять анализ и синтез поступающей информации.

Дефекты развития речи приводят к задержке формирования и познавательной функции речи, потому что речь ребенка с речевой патологией не может стать полноценным средством его мышления. А речь окружающих людей не всегда правильно воспринимается и понимается им. Наблюдаются трудности передачи информации и общественного опыта: действий, способов, знаний.

Чаще всего малышу понятна только та информация, которая связана с хорошо знакомыми ему предметами или людьми. Для лучшего понимания эта информация должна быть наглядной и лучше воспринимается в знакомой обстановке.

Во многих ситуациях общения или деятельности ребенку трудно сформулировать свои мысли, ему сложно передать свои переживания и мысли с помощью речи. Он часто прибегает к дополнительной наглядности, чтобы донести до окружающих нужную информацию.

Как подчеркивает С. А. Миронова в своих публикациях, в общении у ребенка с ОНР отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности.

Из-за того, что дети с тяжелой речевой патологией плохо понимают обращенную к ним речь, у них оказывается поверхностным и обедненным процесс их ознакомления и с предметным миром.

О. Е. Грибова также отмечает наличие серьезных трудностей в речевом общении младших школьников, имеющих речевую патологию. Следствием недоразвития речи является недостаточность языковой способности — несовершенство речемыслительных процессов.

Л. Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности коммуникативных и речевых умений. Изучая речевое общение дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности, она отмечает, что у них существенно снижена потребность в общении, несформированы формы коммуникации (монологическая и диалогическая речь). У таких детей отмечаются следующие особенности поведения: неумение ориентироваться в ситуации общения, незаинтересованность в контакте, речевой негативизм).

Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения. Безусловно, это отрицательно сказывается на общении с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками.

Как показывают результаты исследования межличностных отношений в группе дошкольников с ОНР (О. А. Слинько), не смотря на то, что в группе и действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. Среди «отверженных» чаще оказываются именно дети с речевой патологией. И это происходит несмотря на то, что они обладают положительными чертами характера и стремятся к общению.

То, как сам ребенок относится к своему дефекту, является еще одним препятствием для полноценного общения. Некоторые дети не замечают свои речевые недостатки. Другие могут тяжело переживать свой дефект, стесняться его, и избегать общения с окружающими.

Таким образом, у ребенка с общим недоразвитием речи уровень сформированности его коммуникативных умений в большой степени зависит от уровня его речевого развития, от развития его речевых умений. Перед нами стоит актуальная задача — наряду с оптимизацией логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи находить возможности для целенапраленного развития навыков общения у данной категории детей.

Семенова А. А., учитель-логопед

Литература:

1. Грибова О.Е. » К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией», Дефектология, 1995 №6
2. Слинько О. А. «К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи», Дефектология, 1992 №1
3. Соловьева Л. Г.»Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР, Дефектология, 1996, №1

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом, ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.