Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографаЯ надеюсь, что мой материал будет интересен не только логопедам и хореографам, но и другим узким специалистам. Ведь только мы — педагоги можем найти индивидуальный, комплексный подход к каждому ребёнку, и тогда «цветы нашей жизни» раскроются, а мы будем любоваться на прекрасную клумбу, и гордится тем, что являемся отличными садоводами, двигателями поступательного развития страны, генераторами роста её человеческого капитала.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.

В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.

Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко — слоговой структуры слова.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.

Цель работы хореографа — это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).

Дыхательная гимнастика

Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;

Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды дыхательной гимнастики:

  • Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках);
  • Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей);
  • Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

Гимнастика для глаз

Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.

Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.

Виды зрительной гимнастики: «

  • Школа мяча» П. Ф. Лесгафта;
  • Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Пальчиковая гимнастика

Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.

Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды пальчиковой гимнастики:

  • упражнения на работу мышц пальцев рук;
  • упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем;
  • упражнения на координацию движений пальцев рук;
  • упражнения с работой пальцев по различным поверхностям;
  • упражнения пальчиками с предметами;
  • гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками;
  • комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Анализ научно-методической литературы в области физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цель фонетической ритмики: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Педагог – хореограф не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того, чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать помощь, в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.

Презентация:

Тимофеева Татьяна Николаевна.
учитель-логопед (дошкольного отделения)
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова,
г. Сургут

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.