Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Предлагаю коллегам свой материал по инновационной деятельности в коррекционном детском саду.

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей, медицинских работников дошкольных учреждений.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона,экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.

Мною  была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения,коррекции развития детей, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных,медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ: логопеда, воспитателя и медицинского блока.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное  и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я  приступила  к активным поискам новых, инновационных  форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной  совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я  считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы  коррекционного обучения  и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой  всех специалистов  дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами  будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с  медицинским  блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется  при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как  самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе , так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.  Кроме того определенная часть учителей – логопедов  недооценивает важность  тесного взаимодействия в работе  с медицинским блоком  детского сада  в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной  связи  лишает  возможности и тех и других  вести эффективно   работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей  со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом  лечебно — коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков  будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных  условиях необходимо тесное взаимодействие медицины  и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих  детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции  требует иных взаимоотношений медицинского  блока детского сада  и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это  сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с  медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры , как основу  совершенствования для  полноценного развития ребенка.

Вовлечение  медицинского блока  в коррекционно -образовательный процесс,  заинтересованное участие в  этой деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития  детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока  в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок  к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики   в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми  дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие   технологии в логопедической группе  при взаимосвязи в работе учителя-логопеда , медицинского блока и воспитателей»  рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап.  Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май ( Приложение № 3)

Работа организуется  по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

- взаимосвязь с невропатологом( учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель ,врачи детской консультации);
- консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
- БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
- массаж (зондовый);
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить  их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше  знаю речевые и психологические особенности и возможности детей  с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю   всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится  в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует  об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют  развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной  в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую  логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах :

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации ;
  • Индивидуальные консультации ;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому  преодоление общего недоразвития речи является комплексной  медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я  имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

- обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
- проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
- обеспечение полноценного питания, витаминизация;
- проведение закаливающих мероприятий;
- проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

- диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
- текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты  детской консультации);
- проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

- предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
- использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения  ;
- формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа ;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Медицинские работники так же участвуют в коррекционном процессе. Когда проходит, изучение различных тем  я приглашаю,  медицинских работников на занятия, где они рассказывают о своей профессии, знакомят детей с  медицинскими инструментами. Проводим  для детей экскурсию в медицинский кабинет с целью ознакомления , обучения  и развития, воспитываем уважение к  медицинским профессиям. Налажен в группе выпуск газеты « Здоровей-ка» , в которой  в доступной форме для родителей приведена информация о взаимосвязи работы медицинского блока и учителя- логопеда.

Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению  педиатров  района,  логопедом детской поликлиники и учителем- логопедом МДОУ обследуются дети  с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ)  и дальнейшую коррекционною помощь. Учитель- логопед совместно с медиками  направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. В дальнейшем медицинский блок прослеживает сроки лечения и уже сам направлять для повторных курсов лечения ребенка,  если это необходимо, проконсультировавшись с учителем- логопедом данного ребенка. Совместно со мной   медицинские работники в начале года проводят медицинское обследование детей( Приложение №1), проводят работу по адаптации детей( Приложение №2), определяют  нагрузку по каждому ребенку, назначают общеукрепляющий массаж, подготавливают документы  для консилиума.

В  середине и конце учебного года, после проведения коррекционной работы провожу дифференциальную  комплексную  диагностику по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений  в развитии ребенка . ( Приложение №1)

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико — консультативная помощь, т.е. ПМПк детского сада. Если и это не помогает, то в этом случае я направляю ребенка на психолого — медико-педагогические комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Опыт нашей работы : педагогов и медицинских работников убеждает , что индивидуализация коррекционной медико-педагогической помощи оказывает положительное влияние на весь ход речевого , психологического развития ребенка, создает возможность преодоления этих недостатков. Результативность этого на лицо. Количество выпускаемых детей с хорошей речью в школу возрастает.

Использование   инновационной деятельности  в работе логопеда и медицинского блока помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Эффективно решать задачи, стоящие перед профессионалами в  речевом детском саду, можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие специалистов.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего  режима и коррекционно-образовательного процесса:

Учитель-логопед

- Обеспечение гибкого, щадящего режима.
- Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- Работа с воспитателями и родителями.

Воспитатель

- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
- Коррекционная работа.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями и воспитателями.

Медицинская сестра

-Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный  общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты.

При реализации проекта «Здоровьесберегающие  технологии в логопедической группе  при взаимосвязи в работе учителя-логопеда , медицинского блока и воспитателей» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и медицинского блока по преодолению речевых нарушений детей. Медицинский блок  перестанет отстраняться от  участия в коррекционном процессе по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия  с учителем- логопедом.

Осознанное включение медицинского блока  в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и медицинского персонала детского   сада  для детей с нарушениями речи.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя,  медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Мною разработаны  документы, которые помогают осуществлять работу  медицинского блока и логопеда более плодотворно, но самое главное  направленную на преодоление речевых недостатков у детей:

- таблица по выявлению  речевых, психологических, медицинских проблем у детей  в  соответствии  этапов эксперимента. ( Приложение №1)
- таблица мероприятий по подготовке детей для поступления в дошкольное учреждение;( (Приложение №2)
- план мероприятий совместной деятельности всех специалистов ДОУ; (Приложение №3
- медицинские рекомендации по реализации  индивидуального подхода к ребенку в условиях логопедической группы. (Приложение №4)
- схемы взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия на ребенка. (Приложение №5)
- фотовыставка  газеты «Здоровей-ка» и взаимосвязи в работе медицинской сестры и логопеда. (Приложение №6)
- конспект занятия  по связной речи с приглашением медицинской сестры. (Приложение № 7)
- Анкета для родителей (для сбора анамнестических сведений) для совместной деятельности логопеда. (Приложение №8)

Приложение №1- Выявленные проблемы детей в группе «Дождинка»:

Фотовыставка взаимосвязи в работе учителя- логопеда и медицинской сестры. Совместная работа с медицинскими картами детей:

Буклет для родителей по работе с медицинским блоком:

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего  вида
г. Курганинска


Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Отзывы к материалу: "Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

  1. Светлана:

    Очень хороший материал! Действительно очень помогает в работе! Большое спасибо!

  2. tilik5:

    Материал-замечательный и Вы-большая молодец, что объединяете силы в коррекционной работе.Но, на мой взгляд, инновацией эту работу уже не назовёшь/По большому счёту это вариант идеальной коррекционной работы.Другое дело, что кто-то этого делать просто не хочет или не может, ну и т.д.У Вас всё сложилось, с чем я и поздравляю!Молодцы!Продолжайте начатое, не останавливайтесь на достигнутом!

  3. Ирина:

    Огромное спасибо за предоставленный материал!

  4. Валентина:

    Очень хороший материал. Очень помог. Только жаль не видно приложений. Очень хотелось бы увидеть по возможности. Буду Вам весьма благодарна.

  5. Валентина, с нашего компьютера все приложения хорошо видны.

    Если у вас они не отображаются, вы можете их скачать по следующим ссылкам:

    1) http://logoportal.ru/wp-content/files/prilozhenie1_k_innovacionnoy_deyatelnosti.pdf

    2) http://logoportal.ru/wp-content/files/fotovistavka_vzaimosvyazi_raboti_logopeda.pdf

    3) http://logoportal.ru/wp-content/files/buklet_logopeda_dlya_roditeley.pdf

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.