Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?»

ЛисаКонспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?». Целью которого является обучение детей составлению связных высказываний типа рассуждения. К конспекту прилагается презентация.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область: речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Зачем лисе хвост?»

Цель:

  • Обучение детей составлению связных высказываний типа рассуждение.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Закреплять элементарные представления о последовательности объяснения, опираясь на наглядную модель выссказывания-рассуждения.
  • Формировать умение отбирать и формулировать аргументы для доказательства.
  • Расширять представления детей о функциях хвоста как очень важной части тела животных, птиц.

Коррекционные:

  • Обогащать словарь детей модальными словами: потому что, так как, поэтому, таким образом, во-первых, во-вторых, значит.
  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (лисий, обезьяний и т.д).
  • Отрабатывать умение детей употреблять предлог «из-за» во фразе.
  • Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношения к природе.
  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

Демонстрационный материал:

  • презентация PowerPoint, крупная пирамидка с 4 кольцами, предметные картинки: крокодил, дельфин, павлин, лошадь, кенгуру, белка, бобер, змея, обезьяна, корова, собака, дятел.

Оборудование:

  • проектор, магнитная доска, корзинка, елка, модель для самоанализа деятельности: лиса идет в норку по дорожке, магнитные фишки

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Хвосты», просмотр натуралистического видео «Зимняя лисья охота», чтение рассказа «Зачем лисе хвост?» Софьи Бунтовской, басни И.А. Крылова «Лиса», И.Акимушкина «Лиса», сказки «Когда лиса стала рыжей» Монгуш Кенин-Лопсана, рассказа «Лиса с лисятами» Е. Чарушина, стихотворения «Только тебя и видели!..» Юрия Радова , сказки В. Бианки «Хвосты», рассматривание иллюстраций, составление описательного рассказа о лисе, заучивание поговорок о лисьем хвосте, толкование их смысла, беседа о назначении хвостов разных животных и птиц, разучивание текста физминутки.

Ход занятия:

I. Включение детей в образовательную деятельность.

Дети стоят в кругу.

- Сегодня мы с вами дети отправляемся в волшебный лес на прогулку. Хотите?

- Закрывайте глаза, начинаются чудеса. Раз, два, три, обернись и в лесу очутись.

Дети открывают глаза, а в центре круга стоит прирамидка.

- Ребята, перед нами появилась пирамидка, что же это может значить?

(Я думаю, что мы будем отгадывать загадку, доказывать её ответ).

Cъела зайчонка и ловит второго
В рыженькой шубке плутовка….(лиса)

Дети по модели «Пирамидка» отгадывают загадку. («Я полагаю, что это лиса, во-первых, (надевают первое колечко) лиса охотится на зайцев, во-вторых, (надевает второе колечко) у неё рыжий мех, в-третьих, (надевает третее колечко) она хитрая, поэтому (надевает макушку пирамидки) это лиса.

- Верно ребята, мы сегодня пойдем в лес искать лисицу.

- Сугробы в лесу огромные, глубокие, чтобы не провалиться, ступайте по моим следам. (На полу следы, дети идут цепочкой друг за другом, след в след, садятся на стульчики).

Проблемная ситуация, целеполагание:

- Посмотрите, какая волшебная елочка нам встретилась на пути! Какие на ней необычные шишки выросли. (На елочек висят картинки с изображением животных). Давайте их соберем в корзинку.

- Чей хвост виднеется из-за хвои? Зачем животному хвост? (Из-за хвои виднеется беличий хвост. Хвост белке нужен, чтобы во рулить им, прыгая с ветки на ветку) и т.д.

  • Кенгуриный хвост — кунгуру опирается на хвост.
  • Коровий хвост — корова обмахивается хвостом.
  • Павлиний хвост – у павлина хвост для красоты, выражение настроения.
  • Собачий хвост – собаке хвост нужен для выражения настроения.
  • Хвост дятла(птичий) — опираться на дерево при работе.
  • Бобриный хвост — бобр рулит хвостом в воде, как лопатка, запасы жира.
  • Дельфиний хвост — дельфин рулит хвостом.
  • Лошадиный хвост — лошадь отмахивается от насекомых.
  • Крокодилий хвост — крокодил им рулит, для нападения.
  • Обезьяний хвост — как рука.
  • Змеиный хвост — как рука, предупреждать врага.

- Ребята, кого мы не увидели? (Мы не увидели лису).

- Про чей хвост мы ещё не говорили? (Мы не говорили про лисий хвост).

- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня отвечать? (Я думаю, что мы будем отвечать на вопрос: зачем лисе хвост?)

II. Основная часть.

- Как вы думаете, что нам нужно знать о лисе, чтобы ответить на этот вопрос?

(Нам нужно уточнить: -Какой у лисы хвост?-Место обитания лисы?-Чем питатется лиса?-Кто детеныши у лисы?)

Слайд 1.

На экране появляется графический план предстоящей работы.

Слайд 2.

- Какой у лисы хвост? (Дети составляют описательный рассказ о лисьем хвосте)

(Лисий хвост большой, длинный, красивый, пушистый, рыжего цвета с белым кончиком)

Слайд 3.

- Место обитания? (Лиса живет в лесу , роет нору, спит на холодной земле).

- Чем может помочь лисе хвост? (Лиса может укрыться хвостом, как одеялом, лечь на него ,как на подушку)

- Кто враг у лисы? (У лисы враги: волк, собака, рысь)

- Как помогает хвост избежать опасности? (Лиса, когда убегает от преследователей хвостом заметает следы.)

Слайд 4.

- Чем питается лиса? (Лиса охотится на зайцев, мышей, куропаток, хорьков)

- Что нужно лисе, чтобы догнать свою добычу? (Чтобы догнать добычу, лисе нужна скорость, ловкость)

- Чем может помочь в этом лисе её хвост? (Лиса рулит хвостом, заметает следы).

Слайд 5.

- Какие детеныши у лисы? (У лисы бывают лисята, которых она выводит в норе и долгое время ухаживает за ними, кормит, учит охотиться) .

- Как хвост лисы поможет не потеряться лисятам в темное время суток? (На кончике хвоста белое пятнышко, которое светится в темноте, так лисята всегда видят маму)

Физминутка с движением.

Нам, конечно, скажешь тыДля чего нужны хвосты? Руки в низ в стороны, поднимание и опускание плечей
Хвост приделан у коров-Мух гонять и комаров. Махи руками за спиной
Рыбе, чтобы им грести, Руки вытянуты вперед вместе, развводят в стороны
А удаву- чтоб ползти. Волнообразные движениия руками перед собой
Крокодилам чтобы драться, Постукивание кулаками друг о друга
Обезьянам, чтоб цепляться. Руки в переменном замке на запястьях
Многим зверям нужен хвостПрикрывать зимою нос. Прикрывают ладонями нос
След запутать- у лисы Прыжки из стороны в сторону на двух ногах
У павлина -для красы. Руки на поясе, повороты корпуса вправо-лево
Есть хвосты, чтобы вилять,Угрожать и щеголять… Руки согнуты в локтях, движение «буги-вуги»
Для всего нужны хвосты,На вопрос ответил ты. Руки согнуты в локтях, «погрозить» пальчиком

Слайд 6.

- Составьте рассказ-рассуждение:«Зачем лисе нужен хвост?» с опорой на графический план и модель-пирамидку.

Я думаю, лисе нужен хвост, во-первых, чтобы укрыться им во время холодов; во-вторых, чтобы понравиться другой лисе и отпугнуть соперника; в-третьих, чтобы рулить им во время погони и охоты; в-четвертых, заметать следы, чтобы не обнаружили враги. Значит, лисе просто не прожить без хвоста.

III. Рефлексия.

- На какой вопросы мы искали ответ? (Мы искали ответ на вопрос:«Зачем лисе хвост?»).

- Ответили мы на этот вопрос?

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Дети встают со стульчиков. Подходят к логопеду.Закрывайте глаза, начинаются чудеса. Раз, два, три, обернись и в группе очутись.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Какие пословицы о лисьем хвосте вы знаете? Что они значат?

Всякая лисица свой хвост хвалит. (Свое хвалю, чужое ругаю)
Каждая лиса свой хвост береги. (Без хвоста пропадешь)
Лиса все хвостом прикроет. (Лиса заметает следы хвостом)

- Если задания для тебя были простыми, то твоя лисичка-фишка попадет прямо в норку, если на пути тебе встретились трудности, то твоя лисичка еще не дошла до норки, но в следующий раз, она обязательно попадет в домик. Расположи на схеме свою фишку.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Академия, 2010.
  2. Бизикова О.А.Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраст. – Нижневартовский государственный университет, 2013.
  3. Судакова В. Е. Диагностика речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.- // Теория и практика общественного развития.- 2012, №10
  4. Судакова В.Е. Методика фрмирования речи – рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием.-// Теория и практика общественного развития.- 2013, №5
  5. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию текстов различных типов (описание, повествование, рассуждение). – М.: Первое сентября, 2010.

Презентация
«Зачем лисе хвост?»

Удальцова Е.В.,
учитель-логопед детского сада

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.