Занятие «Загадки Зимушки-Зимы» разработано для детей подготовительной к школе логопедической группы и направлено на формирование у дошкольников с речевыми нарушениями навыков языкового анализа и синтеза.
В занятие включены задания для развития зрительного восприятия, пространственных ориентировок, синтаксического контроля. Предусмотрены упражнения по анализу логико-грамматических конструкций,составлению схемы предложения, звуко-буквенному-анализу слов и развитию мелкой моторики.
Тема: «Загадки Зимушки-Зимы»
(Конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза)
ЗАДАЧИ:
- образовательные: развитие синтаксического контроля (чувства грамматической правильности высказывания); формирование навыка анализа логико-грамматических конструкций; закрепление умения определять принадлежность слов к определенной части речи; закрепление навыка анализа состава предложения и звуко-буквенного анализа слов.
- коррекционные: развитие слухового внимания и памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики, логического мышления.
- воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, формирование навыков взаимопроверки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Вырезанные из бумаги снежинки разной величины (8 штук), игровое поле с цветными квадратами, наборы полосок и фишек для составления схем предложений и слов, картинки для игры «Цепочка слов», карточки с 6-юпредметными картинками (по количеству детей), простынь для имитации сугроба, белый зефир.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом логопеда большую снежинку.
Логопед: Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно. (срывает снежинку с нитки и читает):
- С вами рада встрече я,
мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает…
Вы на снежинках ищите загадки.
Я вам удачи желаю, ребятки!
- Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей). Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.
Упражнение на развитие зрительного восприятия
«Разложи снежинки по порядку».
Логопед: Хотите узнать, что за сюрприз Зима приготовила? (Хотим). Тогда начнем отгадывать загадки, вон их сколько (показывает на ковер). С какой же начать? Давайте соберем снежинки и разложим их в порядке возрастания.
Дети собирают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.
Упражнение на развитие пространственной ориентировки
«Полет снежинки».
На листе квадрат, состоящий из клеток разного цвета. На одном из них прикреплена снежинка. Дети по инструкции логопеда отслеживают ее полет и говорят, на клетку какого цвета села снежинка. Например, две клетки влево, 1 вниз, , 2 вправо и т.д. Если за пределами поля, то необходимо хлопнуть в ладоши.
Развитие синтаксического контроля.
Игра «Правильно – неправильно».
Логопед: Ребята, каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).
- Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно.
- Если я скажу правильно, бывает, вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:
- Наступила морозная зима. Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
- Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
- Дети пошли на улицу. У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
- Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
- Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).
- Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.
Дети садятся на ковер.
Блиц-опрос.
Логопед берет снежинку, читает задание: «Пока бежит песок в часах, ответить на вопросы»:
- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
- Из чего строятся предложения? (Предложения строятся из слов)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
- Из чего состоят слоги? ( Слоги состоят из звуков).
- Какие звуки называются гласными звуками? ( Звуки, которые можно петь, называются гласными).
- Как называются звуки, которые нельзя петь? ( Согласные звуки).
- Какими бывают согласные звуки ( Согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими)
- Чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем).
Игра с мячом «Мяч бросай, на вопрос отвечай».
(анализ логико-грамматических конструкций)
- Собаку укусила пчела? Кто кусался? (пчела)
- Петю ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
- Внука провожал дедушка. Кто уезжал? (внук)
- Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди? (мальчик)
- Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? (Олина)
- Света старше Кати. Кто младше? (Катя)
- На вокзале сына встречала мама. Кто приехал? (сын)
- Заяц убегал от волка. Кто бежал последним? (волк)
Дети садятся за столы.
Составление схемы предложения.
Логопед: Чем обозначаются слова в схеме предложения? (полосками).
Как обозначается начало предложения в схеме? (Дополнительным вертикальным штрихом)
Чем обозначается конец предложения? (точкой)
Дети из снега построили крепость.
(Один ребенок у доски выкладывает схему из полосок, второй чертит мелом, остальные на местах)
Логопед: Мы говорим слитно: « Из снега». А как доказать, что это два слова, а не одно? (Нужно вставить между этими словами какое-нибудь слово.) Например? (Из мокрого снега, из липкого снега и т.д.)
Дидактическое упражнение «Покажи слова руками» .
Логопед: Ребята, мы знаем, что слова бывают разные и отвечают они на разные вопросы.
Есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы… ( Кто? Что?)
Есть слова-признаки, которые отвечают на вопросы … (Какой? Какая? Какие?)
Есть слова-действия, которые отвечают на вопрос … (Что делает? Что делал?)
Эти слова мы можем изобразить при помощи геометрических фигур.
Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети пальцами показывают: слова-предметы- квадрат, слова- признаки- кольцо (круг), слова- действия- треугольник.
Диван, яблоко, висит, короткий, бегемот, плачет, твердый, строит, радость, воздушный.
Физминутка ( дети выполняют движения по тексту).
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать пошли.
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Дети берут картинки и выкладывают цепочку по типу игры домино: последний звук первого слова является началом второго слова.
Звуко-буквенный анализ слова.
Дети составляют схему слова САНКИ. Один ребенок работает у доски с фишками, второй — выкладывает слово из букв, третий — записывает мелом, остальные дети работают за столами.
Игра «Шифровальщики».
Логопед: Из первых букв данных слов сложить новое слово. Оно укажет, где искать сюрприз.
Итог занятия.
Дети находят «сугроб». В нем пакет со «снежками» (зефиром).
Логопед подводит итог занятия.
Литература:
- Беженова М.А. Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998.- 336с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.:СОЮЗ,1999.-160с.
- Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.-М.:ТЦ СФЕРА, 2012.-64с.- (Библиотека логопеда-практика).
![]() |
Смирнова Е.Б., учитель-логопед |