Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук [К] для старшего возраста, думаю, будет интересно логопедам, занимающимся по технологии Ткаченко Т.А. с использованием зрительных символов звуков (при желании можно символ в презентации заменить буквой).
К занятию подготовлена презентация, которая позволяет представить детям максимум наглядности при минимуме затрат времени. Кроме того, после занятия можно провести самостоятельную работу для определения уровня усвоения детьми темы, и в этом поможет распечатка задания из книги Бунеева «По дороге к азбуке», часть 3, стр. 37, которая предложена педагогу в демонстрационном и раздаточном варианте.
Тема: Звук [К]
Цель:
- развивать фонематический слух, внимание.
- продолжать учить определять место заданного звука в слове и отмечать его на схеме; подбирать слова с заданным звуком в заданной позиции;
- проводить анализ и синтез сочетаний типа АТ, ИТ, АК, КА;
- учить проводить синтез слова из трёх звуков.
- учить отгадывать ребусы путем добавления одного звука или сочетания двух звуков к слову – названию картинки.
- продолжать учить преобразовывать слова способом замены первого звука.
Оборудование:
- экран,
- компьютер,
- проектор.
- каждому ребенку – схема слова, символ К – 2 шт;
- ксерокопия (Бунеев «По дороге к азбуке», часть 3, стр. 37);
- синий и красный карандаши.
Ход занятия:
Слайд 1. Оргмомент.
а) Вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?
б) Какие имена людей начинаются со звука К? (Катя, Кирилл, Коля, Ксюша, Кристина, Карина). В какой части слова мы слышим звук К в этих словах? (В начале слова – дети отмечают на схеме у себя на столах).
Слайд 2. Название каких игрушек начинается со звука К? (кукла, конструктор, кубики, коляска, кроватка, кораблик). Найдите лишнюю картинку (сова – ЩЕЛЧОК)
Слайд 3. В названии каких домашних животных мы слышим в начале слова звук К (куры, кот, корова, коза, конь – каждый появляется по щелчку в названной последовательности).
Слайд 4. В названии какой мебели мы слышим в начале слова звук К (кровать, кресло калошница — каждый появляется по щелчку в названной последовательности).
Слайд 5. Пустой слайд — заставка.
Выделение звука К из ряда других звуков и слогов: Упражнение «Покажите символ, если услышите звук»
а) среди звуков — АК АН АТ УТ ТУ КЫ КО КА АКА ОК ИК АМ ИМ ЮК
б) в слове — кубик, рама, венок, мама, норка, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран.
Физминутка «Кошка»
Вот окошко распахнулось, (руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз: (имитация мягкой грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)
Посмотрела кошка вверх. (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Вот налево повернулась, (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову к правому плечу)
Потянулась, улыбнулась (потянулись, улыбнулись)
И уселась на карниз. (сесть на свои места)
Слайд 6. Анализ и синтез сочетаний: АП, ОП, ИК, АК, ОТ, УТ, ИТ (каждый появляется по щелчку в названной последовательности)
Слайд 7. Анализ и синтез сочетания: КоТ — по щелчку появляется картинка.
Слайд 8. Отгадывание ребуса: РЫБА + звук К= РЫБАК, (на карточке с заданием картинка-отгадка открывается после того, как дети назовут полное слово и его значение, т.е. осмыслят получившееся слово).
Слайд 9. Отгадывание ребуса:
ГВОЗДИ + Звуки К, А = ГВОЗДИКА (на карточке с заданием картинка-отгадка открывается после того, как дети назовут полное слово и его значение, т.е. осмыслят получившееся слово).
Слайд 10. Упражнение «Определи место звука в слове» (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А у тебя где слышатся звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)
Колобок, кукуруза, клетка (каждый символ появляется по щелчку в названной последовательности)
Слайд 11. Знакомство с двузначным словом.
- Что такое – каток? (место для отдыха зимой, рабочая техника для разравнивания свежего асфальта — каждый появляется по щелчку в названной последовательности)
- Определите место звука К в слове КатоК. (2 щелчка) (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А ты где слышишь звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)
Слайд 12. Упражнение «Определи место звука в слове» (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А у тебя где слышатся звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)
Колосок, колокольчик – цветок, одуванчик, колокольчик школьный — последовательно
Слайд 13. Упражнение «Определи место звука в слове».
Индюк, снеговик.
Физминутка:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой
две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Слайд 20. Дидиактическая игра «Измени слово»: Замени первый звук в слове на звук К.
Пони – кони
Полено – колено
Цапля – капля
Ворона – корона
Роса – коса (два значения слова КОСА)
Розы – козы
Маска – каска
Без слайдов:
Рот – кот
Норка – корка
Лом – ком
Пора — кора
Слайд 21. Итог занятия: Молодцы. Какая игра была для вас самой трудной?
Работа вне занятия:
Самостоятельная работа с раздаточным материалом:
а) — Закрасьте синим цветом одну из трех клеточек под каждой картинкой в зависимости от того, в какой части слова слышится звук К. Если мы слышим звук в начале слова – то какую клетку мы закрасим? (первую), если в конце – то (третью), если звук слышно, но он не первый и не последний — значит, закрасим клеточку посередине. (Сначала все вместе называем картинки, затем дети приступают к закрашиванию).
б) — Под какими картинками вы закрасили по 2 клеточки? (кактус, кукуруза, кукла); 3 клеточки? (колокольчик) в) Самоконтроль – по образцу (красным карандашом).
![Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук [К] Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук [К]](http://logoportal.ru/wp-content/uploads/2013/02/zvuk_K.jpg)
Презентация: Звук [К]
Дежнёва Елена Петровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «ДСОВ «Буратино»,
п. Унъюган Тюменской области