Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Занятие проводилось, как итоговое в конце года по теме «Цветы и насекомые» для детей с ОНР подготовительной группы детского сада.
Конспект итогового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР 6-7 лет.
Тема: «Цветы и насекомые»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и углублять знания детей о насекомых и цветах, активизировать активный словарь;
- Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений.
- Продолжать учить составлять сложные предложения с союзами «а» и «и»; согласовывать существительные в роде, числе и падеже; правильно употреблять предлоги;
- Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ с опорой на схему;
- Развитие речевого самоконтроля; умения давать полные ответы.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, слухоречевое внимание, зрительное, память и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; воспитание любви, бережного отношения к природе.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
III. Итог занятия.
1. Логопед:
Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам. Росинки медленно скатываются по стебельку. Цветы встряхивают свои головки и просыпаются.
Давайте послушаем музыку (звучит фрагмент «Марш» С. Прокофьева) и представим насекомых, а вы мне скажите, кто кого увидел на нашей полянке.
(Дети дают полные ответы; называют названия насекомых, цветов и садятся на свои места).
2. Логопед: слушайте внимательно и подберите мне слова с противоположным значением (антонимы).
Игра «Скажи наоборот»
- Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая)
- У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …(длинные)
- У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие)
- Бабочка красивая, а паук …(страшный)
- Муравей передвигается быстро, а гусеница …(медленно)
- Некоторые насекомые приносят пользу, а некоторые…(вред)
- Бабочка порхает высоко, а стрекоза летит…(низко)
- Насекомые любят тёплую погоду и не любят…(холодную)
- Насекомые выбирают яркие цветы и не садятся на…(тусклые)
- Насекомые всегда летят на свет и не летят на….(тьму)
- Если на спинке у божьей коровки мало точек, то она молодая, если много, то…(старая)
- Майский жук толстый, а гусеница…(тонкая)
- В сказке про Муху-Цокотуху комар был храбрый, а остальные насекомые…(трусливые)
- Саша поймал жука, а потом пожалел его и …(отпустил)
- Бабочка-шоколадница подлетела ко мне близко, а капустница осталась…(далеко)
3. Логопед: сейчас каждый из вас перевернёт свою карточку картинкой вверх и определит, какое у кого насекомое. Затем подумайте и скажите какое слово МОЙ, МОЯ или МОЁ можно употребить с вашим насекомым.
(Ответы детей)
4. Логопед: теперь я соберу карточки и вы мне скажете, чего у вас не стало…
(ответы детей)
5. Физкультминутка.
Паук свою расставил сеть,
Ах, как же мухе пролететь?
Ведь у неё в лесу дела…
Искала путь, но не нашла.
И угодила к пауку
Попить вечернего чайку.
6. Логопед: Отгадайте загадку.
Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел….
Ответы детей… (бабочка).
Логопед: Верно. Это бабочка, а теперь скажите мне, куда бабочка села или спряталась….
Игра с предлогами.
(на , под, за, из-за, из-под, над, перед, около).
Ответы детей полным предложением.
7. Логопед: Сейчас вам надо будет сказать, что здесь лишнее.
Игра 4-й лишний.
- комар, бабочка, стрекоза синица;
- мак, одуванчик, мать-и-мачеха, роза;
- муха, майский жук, стрекоза, кузнечик.
(дети называют лишнее и объясняют, почему они сделали такой выбор.
8. Логопед: Дети, злой паук перепутал все буквы. Помогите собрать слово из этих букв.
Р А Н А С Ч А (саранча) или У З К Ч Н Е К И (кузнечик) или Р У В А М Й Е (муравей).
9. Логопед:
Давайте напечатаем это слово в тетради и проведем звуко-буквенный разбор.
10. Логопед:
Гимнастика для глаз.
- Ребята, посмотрите, к нам «прилетела муха», давайте выполним гимнастику для глаз, понаблюдаем за мухой.
- Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем.
Муха полетела направо, муха полетела налево, муха села на потолок, муха села на пол.
(Дети выполняют движения глазами, четко следуя инструкции логопеда).
Логопед: Молодцы! Садитесь на свои места.
10. Логопед: Придумайте сложные предложения:
- со словами «кузнечик-саранча» и союзом «И»;
- со словами «бабочка-мотылёк» и союзом «А».
(Дети выполняют задание устно)
11. Логопед:
Составление описательного рассказа о «любимом» насекомом по схеме.
13. Логопед: Подведение итогов занятия.
(дети рассказывают, что делали и чему научились).
Недобер Т.Ю.,
учитель-логопед