Значение общения ребенка со сверстниками огромно – это и полноценное речевое развитие, и передача жизненного опыта, и формирование своей индивидуальности. Статья представляет собой описание проблемы позднего речевого развития современного ребенка, его причин, предлагает решение проблемы. Она актуальна и понятна широкому кругу читателей, заставляет задуматься и мотивирует к взаимодействию с маленьким чудом, нуждающимся во внимании и общении.
Проблемы речевого развития малыша
младшего дошкольного возраста:
значение общения ребенка со сверстниками
В настоящее время считается актуальной и острой проблема позднего развития ребенка. Эта проблема охватывает все стороны физического, умственного, психического и речевого развития. Дети позднее, нежели раньше, начинают сидеть, совершают первые шаги, говорят слова и фразы.
Конечно, огромную роль в этом играет ухудшение экологических условий жизни, негативное воздействие на организм матери, проблемы внутриутробного развития и разнообразие родовых травм, влекущих за собой множество проблем.
Речевое развитие
Помимо этих причин, существует серьезная социальная проблема задержки развития ребенка. В первую очередь, это касается речи.
Родители зачастую заняты работой, проблемами и так далее. Они просто не замечают, что все меньше и меньше принимают участие в развитии малыша, а попросту не общаются с ним, предоставляя взамен компьютерные программы или телевизор. Но у малыша формируются навыки говорения только тогда, когда он активно участвует в диалоге. А просмотр развивающих программ и мультфильмов его развлекает, но никак не воздействует на речевые зоны.
Вследствие чего, поступая в детский сад, двухлетние дети не умеют играть в самые обычные и незамысловатые игры, не владеют навыком ролевых игр, не знают, как общаться. Зачастую малыши просто отбирают игрушки у других детей, раскидывают и ломают построенные из кубиков башни и дома. Таким способом они дают понять, что хотят общаться, участвовать в игре, взаимодействовать, привлекают внимание к себе, но выражают это таким неловким, а иногда агрессивным образом, так как по-другому их не научили и не показали.
А ведь детей этого возраста очень легко научить общению с игрушкой, а, самое главное, общению ребенка со сверстниками.
В кругу сверстников
Наблюдая за общением детей, еще не полноценно владеющих навыками правильной речи, можно поразиться, насколько интересно и эмоционально они могут общаться. В отличие от взрослых, они не пытаются вникнуть в речь друг друга, понять, о чем ребенок хочет поведать.
Поэтому малыши стараются приложить больше усилий, чтобы быть понятыми другими, подбирать слова, активно жестикулировать. Даже малоговорящие дети многому могут научить, а также что-то перенять от сверстников.
Задачей взрослого является создание среды для всестороннего развития малыша, мотивация его к взаимодействию с окружающим миром.
Это способствует скорейшему формированию всех сторон развития и адаптации ребенка в его маленьком первом социуме.
![]() |
Вотрина Светлана Анатольевна, учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 156 «Подсолнух», г. Саратов |