Развитие фонематического слуха.
Фронтальное занятие. Старшая группа ОНР III ур.
Первый год обучения (I период).
Цель: Знакомство со звуками [М] — [МЬ]. Буква М. Первое занятие.
Задачи:
- Дифференциация понятия звук — буква.
- Знакомство с понятиями «мягкий» — «твердый».
- Коррекция неречевых психических функций (зрительное внимание, память)
- Формирование понятия «ряд».
Оборудование: сигналы (синий, зеленый), мяч, магнитные буквы, маркерная доска.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Игра с мячом «Назови гласные звуки»( в начале слова под ударением)
- Что буду говорить я? (слова)
- А вы? (гласные звуки)
- Как выходит воздух изо рта, когда произносим гласные звуки? (свободно, во рту нет преграды)
3. Знакомство с новыми звуками. Их характеристика: согласные (воздух соглашается пройти через преграду) М — твердый, строгий, МЬ — мягкий ласковый. Знакомство с символами: М живет в синем домике, МЬ в зеленом.
4. Игра «Чьи ушки лучше слышат?»
- Я буду говорить звуки, а вы поднимайте нужный сигнал.
- Что буду делать я? (говорить звуки)
- А вы? (поднимать нужный сигнал)
- Какого цвета вы поднимите сигнал, когда услышите М? (синий)
- МЬ? (зеленый)
Дифференциация М — МЬ в ряду звуков в ряду звуков: А М МЬ У М О МЬ М
5. Проговаривание «цепочек» слогов (с мячом). Ушки слышат хорошо. Проверим как вы эти звуки выговариваете.
МА МЯ МА
МЯ МА МА
МЫ МЫ МИ
6. Игра «Считалки».
- Подними столько пальчиков, сколько звуков ты слышишь.
М АМ МЬ МА МИ МЭ
7. Игра «Заменялки» с мячом.
Замените звук М на звук МЬ, а гласный звук оставьте на своем месте
АМ-АМЬ ОМ-ОМЬ ИМ-ИМЬ МА-МЯ МУ-МЮ МЭ-МЕ МО-МЁ
8. Знакомство с буквой М.
Стишок про букву.
Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да Я — это МЫ. А между тем получилась буква М.
Буква — одежда для звука. Букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим. Звуков два: М МЬ, а буква одна.
- Что я показала? (букву)
- Что я произнесла? (звук)
9. Игры с буквами «Найди такую же».
«Какой буквы не стало?» (ряд букв)
«Что изменилось?»
«Чудесный мешочек» с буквами.
10. Итоги занятия.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург