Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.
Тема: Звук [Ж]
Цели:
- закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
- анализ и синтез одно-двухсложных слов
- развитие внимания, памяти и логического мышления
Оборудование:
- магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.
Ход занятия
Организационный этап.
Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.
«Сделав покупку», они садятся на свои места.
Знакомство со звуком [ж].
Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).
Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].
Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.
Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:
- губы округлены,
- кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
- горлышко «поет».
Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).
Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».
Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».
Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].
Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:
- жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.
Игра «Повтори» (с мячом).
Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.
Чистоговорки:
- Жу-жу-жу из дома выхожу.
- Жу-жу-жу я в лесу хожу.
- Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
- Жи-жи-жи бегут ежи.
- Жа-жа-жа мы нашли ежа.
- Жу-жу-жу помоги ежу.
- Жу-жу-жу еду дадим ежу.
- Жата-жата-жата под кустом ежата.
Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).
Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.
- Жва-жво-жву.
- Жва-жво-жву?
- Жда-ждо-жду.
- Жда-ждо-жду?
- Жма-жмо-жму.
- Жма-жмо-жму?
- Жна-жно-жну.
- Жна-жно-жну?
Игра «Что между?».
На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.
Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.
Динамическая пауза.
Движения по тексту:
По бокам себя пошлепаем!
Можем хлопать за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо машем!
Влево машем!
И крест-накрест руки сложим!
Чтение рассказа «Жаба».
«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»
Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].
Показ буквы Ж.
«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)
Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.
Итог занятия.
После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:
«Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком.
Каждый может обижать,
Как об этом не жужжать?»
Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.
Шишкова И.В.,
учитель-логопед