В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?
Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Например, МАША.
- М-А-Ш-А, первый звук – М
- второй звук – А МАША
- третий звук – Ш
- четвёртый звук – А
Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).
Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.
Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.
Играем со звуками!
Игры на звуковой анализ и синтез.
Слова рассыпались.
«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?
Раз словечко, два словечко.
Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.
Лесенка.
Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.
Отгадай, как их зовут?
Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.
Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.
Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.
Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.
Необыкновенные превращения.
Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).
Какой звук пропущен?
Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.
Один звук, марш!
Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.
1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.
2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.
РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)
3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.
НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)
Приготовим подарки для Сони и Шуры.
Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?
В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.
«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.
Игра проводится с картинным материалом и без него.
Дом, замок, избушка.
Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.
На один звук.
Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).
Гусеница.
Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.
Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории