Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

Представляю свой опыт работы по теме «Звуковые зрительные символы или знаки (так проще для детского уха) в работе с детьми среднего и старшего возраста, имеющих нарушения речи». Опыт обобщала для защиты, на которой хотела поделиться с коллегами  найденными эффективными вспомогательными средствами, облегчающими объяснение детям некоторых очень сложных школьных правил.

Учитывая специфику детей, попадающих в логопедические группы (о них более подробно описано в прилагаемом материале) найденная и доработанная методика значительно повысила успехи и компетентность моих детей в вопросах обучения грамоте.

Наряду с текстом предлагаю презентацию, которая подкреплена большим количеством фотографий. В ней также имеются некоторые стихотворения, которые придуманы лично мною. Эти четверостишия легко запоминаются детьми, хотя такая цель, в принципе, и не ставится.

«От того, как ребёнку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова, зависит
не только усвоение грамоты,
но и всё последующее усвоение языка
– грамматики и связанной с ней орфографии»
Д.Б.Эльконин.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе. Для нас эта задача состоит в нормализации речи, в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, волевой сферы. Это позволит обеспечить полноценную готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе.

Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму в школе, является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. Таковая отсутствует у детей, направленных к нам в логопедические группы, работая с которыми следует помнить о специально-педагогическом принципе социально-адаптационной направленности, как средстве, обеспечивающем ребёнку максимальную возможность для самостоятельности и независимости в социальной жизни. Этот принцип позволяет преодолеть или уменьшить социальное выпадение ребёнка из социально-культурной среды, что иногда встречается у детей с нарушениями речи.

Готовя детей к школе, мы немало времени уделяем обучению грамоте.

Тем более, эта проблема актуальна в связи с переходом на всеобщее школьное обучение с 6 лет, а также в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Большую процентную часть таких детей составляют дети, имеющими некоторые проблемы с речью. Ведь эти дети — полноценные социальные личности и их развитие не должно «застыть» на определённом уровне. Они должны достичь того же, что и обычные дети, в результате специального обучения. Так звучит принцип педагогического оптимизма, который особенно в нашей работе, должен занимать первое место.

Сформулирую основные задачи подготовки детей к обучению грамоте.

Отмечу, что чёткое, правильное произношение и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р. М. Боскис, Н.А.Никашина и др.)

И чем раньше мы начнём при опережающем развитии фонематического восприятия свою работу, тем меньше будет разрыв между моментом первичного нарушения и началом коррекционно-педагогической помощи ребёнку, о чём говорит нам принцип абилитации.

Как же сделать эту работу интересной для детей-дошкольников?

Здесь уместно вспомнить о ведущей деятельности детей – игровой, а конкретней наиболее приемлемой для работы взрослых – дидактической.

Представляю на ваш суд звуковые зрительные символы, которые я использую уже несколько лет, и на данный момент вполне удовлетворена теми результатами, которых они помогают мне достичь. Динамика работы за последние 3 года, видна в графике, представленная цветными ломаными (сводная таблица, диаграмма).

Звуковые зрительные символы - это именно то эффективное вспомогательное средство, о необходимости которого для успешного усвоения грамоты я уже упоминала.

Данный метод, о котором я буду говорить, получил, думаю, широкое распространение среди работников дошкольных учреждений. По многочисленным откликам моих коллег на наших методических объединениях, применение зрительных символов гласных звуков позволяет добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, но и дошкольников страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития. Однако у тех, кто впервые сталкивается с этой методикой, возникают вполне оправданные вопросы:

- почему нельзя сразу учить с ребёнком буквы?
- зачем нагружать малыша, «какими-то символами»?
- в чём их преимущество перед другими условными обозначениями?

Попробую ответить на эти вопросы.

Прежде всего, задумаемся, что такое буква? В любом языке это графический символ определённого звука, используемый, как известно, для чтения и письма. Чтение, как сказал известный психолог Д. Б. Эльконин, есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения, то есть своеобразное декодирование информации, которая была занесена на бумагу, экран монитора с помощью определённых символов (букв).

Письмо же есть кодирование информации и в частности звукового образа слов с помощью тех же символов.

Я согласна с некоторыми педагогами-практиками, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут:

  • во-первых, легко запоминаться детьми,
  • во-вторых, быстро воспроизводиться,
  • в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом,
  • и, в-четвёртых, усилят звуковое восприятие малыша путём дополнительной опоры на различные анализаторы,

о чём неоднократно напоминала нам на своей лекции Л. А. Руденко, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте.

Сознавая, что использование моей звуковой образности является промежуточным звеном между этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, и одновременно расширяет поле готовности детей к обучению грамоте, я попыталась увязать свои условные звуковые обозначения с общепринятой символикой.

Красный цвет для гласных звуков.

При выборе условных обозначений для гласных звуков я в большей степени опиралась на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирала аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случае затруднений.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами (образы гласных звуков).

Синий цвет – для согласных твёрдых звуков.

Эти звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для обозначения каждого из них я использовала зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Запоминание таких символов не вызывает у детей особого труда. Объяснюсь. Если вспомнить физиологию наших детей, что помогла сделать на курсах повышения квалификации в 2006 году на своих лекциях нейропсихолог Н. В. Маркова, у мальчиков до 6 лет, а у девочек до 13 лет доминирует правое полушарие коры головного мозга в обучении и воспитании. А именно в этом полушарии происходит запоминание образов, событий. Запоминание же различных символов, карт и схем – функция левого полушария, которое пока находиться в рецессивном состоянии.

Одноцветные картинки – образы, вызывают у ребят запоминающиеся, яркие зрительные символы. Они концентрируют, уточняют восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в символах предметов, изображённых на картинках (образы согласных твердых звуков).

Зелёные цвет – для согласных мягких звуков.

Образы согласных мягких звуков мною даются детям немного меньше по размерам, чем образы согласных твёрдых звуков (Приложение). На этот метод меня натолкнула авторская программа Л.П. Царёвой «Мама, научи читать!», рекомендованная к печати управлением дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь (образы согласных мягких звуков).

Такой «цветовой» подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по таким существенным признакам, как гласные – согласные, твёрдые согласные – мягкие согласные, и перекликается с привычными для специалистов схемами, соблюдающими преемственность в работе между детским садом и школой. Однако в традиционных схемах это просто квадратики, в моём случае – каждый зрительный образ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!).

Дополнительно к зрительному образу, специальный жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию (см. приложение).

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических), о котором неоднократно говорила нам на лекциях Л.А. Руденко, многократно улучшает фонематические представления малыша, обеспечивает многоаспектное восприятие.

И здесь уместно вспомнить о принципе деятельностного подхода, где ребёнок через собственную деятельность усваивает понятия, приобретает те или иные умения, так как словесные методы обучения не эффективны в работе с проблемными детьми.

Итак, используя описанные выше звуковые символы, я начинаю опережающую работу по развитию фонематического восприятия, как фундамента для появления правильного произношения и навыков звукового анализа у детей с различными нарушениями речи. Работа эта ведётся на индивидуально-подгрупповых занятиях с начала учебного года, чтобы к появлению фронтальных занятий по звукопроизношению со второго периода, дети были наиболее готовы к слуховой работе. Помня о 5-ти ступенях развития фонематического восприятия, я, пересмотрев наиболее полно эту работу, выделяю «8 ступеней развития фонематического восприятия» (демонстрация).

Начиная с декабря, ввожу групповые занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием звуковых образов. В работе использую звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми, как правило, без искажений, но недостаточно отчётливо. Я апробировала тематическую последовательность в изучении звуков речи предложенную Т.А. Ткаченко, доработала её, в соответствии с рекомендациями нашей «Программы» и рекомендую её для работы в следующем виде: (План).

После знакомства со зрительным образом звука, мы его обводим, соединяем пунктирное изображение, закрашиваем, то есть, рисуем образ. А ведь графические навыки – это развитая моторика рук и в перспективе развитая речь (Наложение зоны проекции руки в к.г.м. на речевую зону). Через рисование у ребёнка происходит быстрее осознание окружающего, чем накопление слов. Рисование даёт возможность наиболее легко выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Об этом нам напоминала доктор психологических наук кафедры ДП Н. В Маркова. Ведь ещё Выгодский назвал детское рисование графической речью. Понятиями «звук», «образ», «символ» дети не владеют на экспрессивном уровне, поэтому ребёнку легче нарисовать то, о чём мы говорим.

Коснусь, других аспектов работы, с применением СЗС.

Применение этих ЗС при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука, и быть не просто пассивным исполнителем воли логопеда, а и активным участником.

Особую помощь символы оказывают в случае, если ребёнок заменяет звуки. Данный факт – нарушение фонематического слуха, которое идёт по пути слушания и говорения, но в силу недоразвития этого процесса, опираясь только на слух, трудно ребёнка научить различать звуки. И здесь СЗС служат наглядной опорой, постоянно «напоминая» звучание заменяемого звука, помогает различению фонем. Это различие и есть та зрительная опора, помогающая развивать фонематическое восприятие. Если проанализировать наиболее распространённые замены звуков, то в образах их отличия особенно бросаются в глаза (примеры ЗС).

Применение СЗС на этапе автоматизации звука в слогах, словах помогает зрительно контролировать артикуляцию отрабатываемого звука. При таком «Чтении» ребёнок не забывает, как произносятся звуки. СЗС делают их «видимыми» (автоматизация поставленных звуков в слогах).

Работа по дифференциации звуков начинается с объяснения в различии изолированных звуков на примере образов. Смешивание звуков – довольно частый дефект, который также служит показателем несформированности фонематических процессов. Поэтому, применение СЗС — дополнительная помощь ребёнку. Ведь работа по дифференциации звуков бывает очень длительной в силу отсутствия наглядности: ребёнок на слух не различает звуки, а мы требуем различения только на слух. СЗС помогают ребёнку, дают зрительную опору, поэтому процесс дифференциации звуков идёт быстрее (дифференциация смешиваемых звуков).

Большую помощь СЗС оказывают на подготовительном этапе обучения грамоте. Ведь символы можно рассматривать как алфавит, в котором каждый зрительный символ обозначает всего одну фонему.

Чтение по слогам детям даётся трудно из-за неумения соединять звуки в слоги. В чтении по СЗС слияние происходит легко, т.к. 1 символ – это чистая фонема. Согласный символ произносится с позиции произнесения следующей фонемы, происходит «упреждение предстоящей позиции и удержание предшествующей», что не противоречит закону слияния слогов, открытому Н.И. Жинкиным.

Ну и, конечно, изучение букв ребёнку не даёт знания о существовании мягких, например, звуков, а здесь СЗС мягкого звука отличается от ЗС своей твёрдой пары.

И ещё при обучении грамоте ребёнку сложно понять, в чём отличие таких слогов как РА – РЯ. Чаще это отличие у ребёнка вызывается видением гласного ЗС. Чтение по моим символам, не допускает таких ошибок ( демонстрация РА – РЯ).

Видя перед собой такие слоги, трудно ошибиться.

Не будет ошибки и при анализе слогов типа: АР – ЯР, ЭР – ЕР. Ребёнку очень трудно бывает выделить здесь фонемы. А СЗС всё объяснят (демонстрация АР-ЯР).

Далее, соотнося СЗС с буквой, ребёнок свои знания переносит в орфографию.

Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, игровом варианте («Звукодомик»).

Скажу ещё, что я даю детям для синтеза и анализа только те звукосочетания, которые несут какую-то лексическую нагрузку (демонстрация).

Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на готовность детей с различными нарушениями речи к школе, является отсутствие в речи детей перестановок, пропусков или наращения звуков и слогов, то есть неверное воспроизведение структуры слов. При формировании слоговой структуры слова я применяю в качестве вспомогательного средства всё те же зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков. Такой подход существенно облегчает детям ориентировку в структурном составе слова (приложение).

Коснусь некоторых аспектов социализации, нашей годовой задачи.

Первый год обучения. У детей нет возможности полноценно овладевать учебным материалом на всех занятиях и со всей группой. Поэтому занятия провожу по подгруппам в логопедическом кабинете. Там и детям спокойнее, не так «давит», «зажимает» большое пространство группы. Там мы ближе друг к другу и привыкаем быстрее, и адаптируемся к новым условиям сосуществования.

Весь наш процесс коррекционной работы – коммуникативная направленность. Поэтому стараюсь научить детей включать усвоенные элементы языковой системы в непосредственное общение не только с близкими людьми, но и с другими детьми, малознакомыми и не знакомыми взрослыми.

Организацию занятий я строю на постепенном приучении детей к правилам поведения на уроках в школе. Сначала это раскрепощённость, внимание к настроению каждого ребёнка, хороший темп занятия, так как хорошо знаю, почему дети любят «Колобок», «Репку», «Теремок» (Вспомним рекламные ролики). Там быстро добавляются новые и новые персонажи. Поэтому внимание детей всё время «в работе».

На занятиях я не против пошутить, развеселить чем-нибудь детей – дать им возможность эмоционально разгрузиться. И, конечно, почти всё занятие мы передвигаемся: меняемся местами, выходим к доске, ищем что-то по плану, по инструкции, т.е. не забываю: «без движения ребёнок не обучаем».

Кроме того, это даёт возможность кому-то из детей лучше рассмотреть, изучить, кому-то потрогать. Ведь все мы различаемся своей репродуктивной системой: у кого-то она визуальная, у кого-то аудиальная, у кого-то кинестетическая, а у кого-то смешанная, полимодальная. Зная каждого ребёнка можно улучшить условия восприятия.

Приветствую близость друг к другу, для обеспечения полного восприятия чужой речи. Не забываю, что мальчики смотрят вдаль, а у девочек должна быть более близкая зона обучения. Об этом тоже напомнила Н.В. Маркова.

Стараюсь использовать различные варианты вопросов, красочные и разнообразные пособия, стараюсь привлекать к их изготовлению родителей. Обязательно обращаю внимание детей на это, что даёт конкретному ребёнку почувствовать себя значимым, т.е. повышаю самооценку. Ведь часто наши дети, слыша разницу в собственной и чужой речи, замыкаются. Но завышенная самооценка – тоже не хорошо. Желательна адекватность в оценке своих действий. Здесь эффективен такой метод, как «Светофор» (прим.).

Развивая усидчивость, во время каждого занятия, мы выполняем какой-то письменный вид работы. Это требует от меня определённых затрат времени, но очень результативно. Помню, что, рисуя, ребёнок говорит.

И ещё. Я не против оценивания деятельности детей. Это, наоборот, стимулирует. Стремление заработать наклейку, чтобы потом сравнить, подсчитать, сколько их у кого.… Это дорогого стоит. Разрешаю выбрать из вариантов наиболее понравившуюся наклейку. Ведь пусть и такой малый, но самостоятельный выбор очень важен, т.к. в основном родители, да и мы тоже считаем, что лучше ребёнка знаем, что ему нужно. Это детское повиновение вырастает в смирение, нерешительность на ПОСТУПКИ. А это печально.

Ну и, неотъемлемой, и поэтому наиболее эффективной, формой работы логопеда, является его совместная работа с родителями.

Многоаспектное сотрудничество с семьёй должно быть обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы каждого логопеда. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. В системе коррекции определяющую роль следует отвести родителям. Их заинтересованность в процессе коррекции речи детей, повышает стремление ребёнка активно участвовать при выполнении тех или иных заданий логопеда или воспитателя.

Существенную роль в результате работы родителей с детьми играет применение так называемых авторских пособий ( Альбомы Ткаченко, Коноваленко, Нищевой и т.д.). У нас такими «авторскими альбомами» являются рабочие тетради детей, в которых мною делаются соответствующие записи. Прежде всего, в тетради записана лексическая тема, которая предстоит для отработки с детьми на протяжении грядущей недели. Так как я практикую выполнение каких-либо графических заданий почти на всех видах занятий, как фронтальных, так и подгрупповых, то родителям так наиболее видна и моя работа, и успехи его ребёнка, и что вызывает трудности у их малыша. По окончании недели даётся домашнее задание, которое выполняется дома. В понедельник тетрадь надо обязательно принести. Это организует и детей и родителей. Вот это маленькое поручение, в школе проявится как самостоятельность, ответственность.

На последней странице тетради у каждого ребёнка находится его именной домик, который я обнаружила в логопедическом альбоме С. Мальцевой, В. Костыгиной. Он – помощник в работе по исправлению недостатков произношения некоторых звуков, которые пока закрыты «занавесочками», то есть отсутствуют в речи конкретного ребёнка, а по мере их появления в речи, «шторки» убираются. Уникальность такого игрового момента в том, что он сказочен по форме и содержанию. Звуки не обезличены. Они живые! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартира в домике-ротике.

Здесь же отражена работа по нормализации произношения у ребёнка. Записаны слоги, слова, фразы, состоящие из произносимых данным ребёнком звуков. Этот отработанный материал, можно использовать во время выполнения домашних заданий. Сводную таблицу (экран звукопроизношения) я не выставляю в раздевальной комнате, так как это вызывает неудобства у некоторых родителей за собственных детей.

Для моего письменного общения с родителями в Уголке логопеда еженедельно меняются рубрики: «Мы знакомимся», где описаны примерные беседы с детьми на занятиях по изучаемой лексической теме. Здесь же приведён словарь существительных, прилагательных, глаголов. Раздел «Рекомендую» говорит сам за себя: игра по изучаемой теме, стихотворение, загадки, которые можно использовать родителям в свободную минутку. В рубрике «О некоторых проблемах» я коротко отвечаю на вопросы родителей, которые у них возникают или могут возникнуть.

Естественны устные консультации, на которых я не буду останавливаться. Суть их всем понятна.

Помимо устных консультаций, широко использую и другие формы воздействия: приглашение на все виды занятий, проведение родительских собраний, папки-ширмы. Одну из них предлагаю вниманию в раздевальной комнате. Она посвящена введению родителей в курс проводимых занятий с детьми по обучению грамоте с использованием специальных звуковых символов (прил.)

В конце вспомню о технологической компетентности в работе логопеда. Свою деятельность я соотношу со 2-м уровнем сформированности: АДАПТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКИМ. Я, думаю, обладаю всеми необходимыми профессиональными качествами и осуществляю свою работу с опорой на технологию, которую реализую, с учётом конкретных условий, и адаптировала её к ним. Хотелось бы верить, что имею довольно устойчивый интерес к творческому росту. Ну а как это, на данный момент выглядит, судить вам.

Я не призываю сегодня же и всем начать подготовку к обучению грамоте в соответствии с моим подходом. Я уверенна, что увлечённые своей работой педагоги, стремящиеся дать максимум знаний и умений своим детям в доступной форме, воспользуются этими идеями, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как подготовка к обучению грамоте.

Позволю себе также выразить надежду, что логопеды и дефектологи, работающие в коррекционных группах с разными категориями детей (ЗПР, нарушение зрения, снижение слуха, интеллекта и пр.), воспользуются звуковыми символами в качестве универсального вспомогательного средства.

Но какие бы символы мы не использовали, чем бы мы ни старались заинтересовать наших детей – хорошее, доброе настроение — вот залог нашей удачи.

Наберёмся терпения, и не будем раздражаться, далеко не всё будет получаться с первого раза.

Почаще будем хвалить ребенка, и радоваться вместе с ним каждой, даже самой незначительной его удаче. Наш доброжелательный настрой – залог успеха.

В конце хотелось бы процитировать высказывание русского писателя Николая Васильевича Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи».

Презентация

Звуковые зрительные символыСкачать 

Носова Алина Евгеньевна,
учитель-логопед ГКДОУ
«Д/с компенсирующего вида № 3 «БЕРЁЗКА»,
г. Ессентуки

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.