Цель: Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, подборе глаголов к существительному. Формировать фразовую речь. Развивать логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
Материал: Снеговик, картина «Зимний лес», индивидуальные предметные картинки, две картинки из серии «Найди отличия», конверт.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Давайте покажем, до чего же хорошо на улице.
Фонопедическое упражнение «Зима».
Снег искрится на солнце.
(Дети произносят короткие «острые» звуки [А])
Дым из труб поднимается столбом.
(Делают glissando на звук [У] снизу вверх)
Плавно летят снежинки.
(Пропевают нисходящие звуки [О] в разных тональностях)
Большие сугробы на земле.
(Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на гласном [Э])
II. Сообщение темы занятия.
Загадка.
Седая хозяйка
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки.
(Зима).
а) Подбор ласковых слов о Зиме (Зимушка, Зимка, Зимонька)
б) — Про что можно сказать: зимняя, зимнее, зимний?
- В какой лес мы пойдем? Какую одежду наденем? По какой дороге пойдем? Каким воздухом дышим?
Далее ответы детей по индивидуальным картинкам. Например, у меня зимняя шапка, у меня зимнее пальто, у меня зимний пейзаж и т.п.
III. Подбор глаголов и прилагательных к существительным.
а) Ах, ты Зимушка-зима! Все дороги замела. Что сделала Зима с дорогами? (замела, забросала, закидала, запорошила).
б) Картинка «Зимний лес».
- Что сделала Зима с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила)
- Какой лес? (заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый)
IV. Логопедическая гимнастика.
1. «Снеговик смотрит по сторонам» (на развитие мышц шеи).
И.П. – сидя, спина и шея прямые. При повороте – вдыхать носом, при возвращении в И.п. – выдыхать ртом.
2. «Снеговик удивился» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц).
Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад.
3. «Снеговик встретил знакомых ребят» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Придать лицу выражение радости, удивления, восхищения.
4. «Снеговик восхищен» (на стимуляцию движений нижней челюсти). Открыть рот с преодолением сопротивления и произнесением звуков (Э) шепотом на мягкой атаке.
V. Составь предложения по опорным словам.
- Ребята, снеговик принес нам письмо от Незнайки. Вот что он написал:
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются, на.
Снежки, играют, мальчики, в.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
(Дети исправляют предложения)
VI. Физминутка.
Не боимся мы пороши!
Любим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны по швам,
Хватит снега Нам и Вам!
Мы теперь метатели, бьем по неприятелям!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
VII. Снеговик принес картинки, которые послал художник. Давайте рассмотрим и найдем отличия в картинках.
(Дети называют различия между картинками).
VIII. Итог занятия.
- Снеговику пора в свою сказочную страну. На последок скажите, что вам запомнилось на нашем занятии.
Шагиреева Тамара Викторовна,
учитель-логопед I категории,
МАДОУ «Детский сад № 326 комбинированного вида»
Московского района г. Казани