Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара

Логопедические занятия при сенсорной афазииАннотация:  Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, то есть подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из афатических форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта. В данной статье описана значимость групповой формы работы в комплексе реабилитационных мер, для больных с первичным нарушением импрессивной стороны речи.

Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий.

Одной из наиболее часто встречаемых форм афазии является сенсорная афазия, возникающая при локальном поражении задней трети верхней височной извилины коры левого полушария.

Синдром сенсорной афазии подробно описан Александров Романовичем Лурией (1962) в рамках нейропсихологической концепции афазий. Лурия указывает, что в основе синдрома сенсорной афазии лежат: «нарушение сложных форм слухового анализа и синтеза, и прежде всего нарушение фонематического слуха», а также акустическая агнозия.

В результате у больных наблюдаются трудности понимания обращенной речи, смысл слов «отчуждается» от обозначающих их предметов. Устная речь становится невозможной, лишенной вещественных слов и заполненной большим числом парафазий. Звуковые оболочки слов теряют стабильность, звучание слова «ускользает», появляются логорея и wortsalat. Темп речи возрастает, информативность высказывания резко падает. Больные не могут подвергнуть контролю качество своей речи, потому что не улавливают в ней изменений, произошедших в результате заболевания. Письменная речь больных также нарушается, и в ней обычно находят свое отражение особенности устной речи.

Таким образом, сенсорная афазия представляет собой сложный симптомокомплекс расстройств, при котором специфическим образом нарушены все стороны импрессивной и экспрессивной речи.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, однако при каждой из афатических форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта.

Классической формой занятий при сенсорной афазии является индивидуальное занятие с больными. Однако эта форма организации восстановительного обучения не может полноценно решить ряд задач реабилитации больных, таких как восстановление вербальных и невербальных форм коммуникации и эмоциональной стороны поведения.

Оптимальной формой организации восстановительного обучения для больных с сенсорной афазией может являься только система «индивидуальный занятие + групповые занятие».

Групповые логопедические занятия являются важным видом работы по стимуляции понимания речи, поскольку сама их форма естественным образом увеличивает объем воспринимаемой на слух информации за счёт присутствия больного в группе.

Восстановление вербальной и невербальной коммуникации и социореадаптация больных с сенсорной афазией должны быть конечной целью групповых занятий.

Задачи групповых занятий:

  • формирование контроля за собственным речевым высказыванием;
  • восстановление смысловой структуры слова;
  • накопление обиходного словаря;
  • создание благоприятной психотерапевтической среды и условий для стимуляции понимания ситуативной фразовой речи;
  • закрепление материала пройденного на индивидуальных занятиях.

Методы: личностно-ориентированный вербальный материал, с учётом степени выраженности дефекта, преморбидного уровня больного, отягощающих нарушений нейродинамического характера.

Результаты: благоприятная психотерапевтическая среда, оказала положительное воздействие на всех больных. Контроль за собственным высказыванием повысился у 74% больных, понимание ситуативной фразовой речи возросло у 69%, связь между звуковыми оболочками слов и их образами восстановилась у 34% больных.

Выводы: групповые занятия, для больных с первичным нарушением импрессивной речи, носят, помимо дидактического, психотерапевтический характер, что является определяющим стимулом для восстановления речевой коммуникации в сочетании с индивидуальными занятиями, что позволяют достичь максимального результата в процессе восстановления речи.

Елисеева Юлия Александровна,
логопед,
Центр патологии речи и нейрореабилитации
Департамента Здравоохранения,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.