Словесные игры для детей и их родителей

Словесные игрыВ данной статье родителям предложены словесные игры и игры с предметом для автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

В современном мире возможности интернета предоставляют активным родителям и неравнодушным педагогам большой выбор необходимой информации о коррекции и профилактике речевых нарушений. Разнообразные настольно-печатные игры позволяют сократить затраты драгоценного времени на поиски необходимых для занятий дидактических пособий и материалов.

Каждая игра, попадая в руки логопеда, обрастает своеобразным «документом» — паспортом или инструкцией по применению с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей и воспитательной). Пример:

Дидактическая игра «Парные картинки» (посуда)

Цели и задачи

Оборудование

 

Ход игры

Цель игры:  развитие связной речи.Обучающая задача: уточнить и расширить знания детей по теме: «посуда». Коррекционная задача:  автоматизировать звук       [С], совершенствовать фразовую речь.

 Развивающая задача: развивать внимание, память, пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры.

1.Карточки с изображением посуды. 2. Фишки для поощрения.

 

3. Игровой кубик с гранями: цифры – 1, 2, 3 и количество кружочков – 1, 2, «пусто» — пропуск хода.

Первый вариант: 6-8 игровых пар карточек перемешиваются и раскладываются картинкой вниз. Первый игрок открывает две карточки, определяет: «совпали» или «не совпали» карточки. Если «совпали», игрок забирает карточки себе, проговаривая фразу «моя посуда», если «не совпали» — возвращает карточки на прежние места. Ход переходит к следующему игроку.Второй вариант: 3-4 игровых пар карточек раскладываются картинкой вверх. Дается время, чтобы игроки запомнили расположение карточек. Первый игрок произносит фразу «я возьму стакан» и открывает одну карточку. Если угадал, забирает карточку себе, если не угадал  - возвращает карточку на прежнее место. Ход переходит к следующему игроку.Выигрывает тот, у кого в конце игры накопилось больше карточек. Играть могут от 2 до 6 человек.

Третий вариант: тот же, что и первый, только ребенок за правильный ответ поощряется фишкой.

Четвертый вариант: тот же, что и первый, только количество ходов определяет игровой кубик. Ребенок за правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры накопилось больше фишек.

Конечно, такое развернутое описание задач и игровых действий необходимо, так как классифицируя игры по целям, педагог имеет возможность с легкостью определять то или иное направление коррекционной работы, а разнообразие вариантов игры позволяет эффективно использовать дидактический материал несколько раз.

Но нужны ли родителям такие подробности?

Возможно, мнения коллег разделятся, и каждый по-своему будет прав.

Работая в тесном контакте с родителями, могу утверждать, что большинство из них приверженцы мнения А. П. Чехова: «Краткость – сестра таланта». Поэтому предлагаю авторские игры, которые содержат и цель, и ход игры в сжатом виде, без разных вариаций, как это было представлено выше, с наименьшим использованием предметов.

Пытливый ум увлеченных родителей и детей сможет самостоятельно разработать новые правила или варианты к основной игре.

Естественно, закрепление фонем должно происходить только в том случае, если ребенок научился четко и правильно произносить данные звуки в слогах, словах, в стихах и связной речи.

Автоматизация и дифференциация звуков в играх

Игра «Посуда» [С]

Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие мышления.

Взрослый: предлагает ребенку назвать предметы посуды.

Ребёнок: проговаривает фразу: «Стакан – это посуда», и т. д.

Игра «Высокое-низкое» [С]

Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие логики.

Взрослый: предлагает ребенку сравнить два предмета: «дерево — куст», «многоэтажный дом — одноэтажный дом» и т. д.

Ребёнок: проговаривает фразу: «Дерево – высокое, а куст – низкий», и т. д.

Игра «Красный-опасный» [С]

Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: предлагает ребенку найти предметы красного цвета.

Ребёнок: если находит предмет, проговаривает фразу: «Красный – опасный»

Игра «Совет» [С] [Зь]

Цель: Автоматизация звуков [С], [Зь] в связной речи. Развитие логики.

Взрослый: «Посоветуй, что мне взять:…(описывает ситуацию)».

Ребёнок: проговаривает фразу: «Я советую взять….»,

Игра «Ищем предметы синего цвета» [Сь], [Ц]

Цель: Автоматизация звуков [Сь], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: предлагает ребенку найти предметы синего цвета.

Ребёнок: проговаривает фразу: «Вот предмет, у него синий цвет», и т. д.

Игра «Ищем предметы зеленого цвета» [Зь], [Ц]

Цель: Автоматизация звуков [Зь], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: предлагает ребенку найти предметы зелёного цвета.

Ребёнок: проговаривает фразу: «Вот предмет, у него зелёный цвет», и т. д.

Игра «Птица-ученица» [С], [Ц]

Цель: Автоматизация звуков [С], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: предлагает ребенку назвать предметы со звуком [Ц].

Ребёнок: проговаривает фразу: «Птица-ученица сказала слово….»,

Игра «Зайка» [С], [З]

Цель: Автоматизация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: называет любое слово, заменяя первый звук на звук [З]: «зопата»

Ребёнок: проговаривает фразу: «Зайка слово узнал и назвал: «лопата», и т. д.

Игра «Суслик» [С], [З]

Цель: Автоматизация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: называет любое слово на звук [С], но первый звук не проговаривает: «умка» (_обака,  _олома,  _ок,  _тол, _тул, _орока и т. д.)

Ребёнок: проговаривает фразу: «Суслик слово узнал и назвал: «сумка».

Игра «Сумка и рюкзак» [С], [З]

Цель: Дифференциация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: предлагает ребенку сложить в сумку предметы со звуком [С], а в рюкзак — предметы со звуком [З].

Ребёнок: проговаривает фразу: «Я сложил (а) в сумку… (предмет), а в рюкзак… (предмет)», и так далее.

Игра «Яйцо» [С], [З], [Ц]

Цель: Автоматизация звуков [С], [З], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый: «Разделили яйцо пополам, а слово по слогам: слог СА, слог НИ. Надо слоги соединить, чтобы слово получить».

Ребёнок: проговаривает фразу: «Слоги соединяю, слово называю:  САНИ»

Игра «Нос» [С]

Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие внимания.

Взрослый и ребёнок: сидят друг напротив друга, показывают указательным пальцем на нос и произносят: «Нос, нос, нос, нос..». Далее ведущий (в начале роль ведущего принимает на себя взрослый) показывает любую часть тела, но называет по-другому. (Пример: «Нос, нос, нос, нос.. голова — указывает на живот»).

Ребёнок: должен быстро показать ту часть тела, которую назвал, а не показал ведущий. ( Голова)

Игра «Съедобное-несъедобное» [Сь]

Цель: Автоматизация звука [Сь] в словах. Развитие мышления.

Взрослый: кидает мяч ребенку и называет разные предметы.

Ребёнок: ловит мяч, кидает обратно и выбирает правильный ответ: «съедобное» или «несъедобное».

Игра «Я знаю всё на свете» [С], [Сь], [З]

Цель: Автоматизация звуков [С], [Сь] [З] в связной речи. Развитие памяти, внимания, мышления.

Взрослый и ребёнок: перебрасывают друг другу мяч на каждое слово:

«Я знаю всё на свете – пять названий животных (посуды, городов, имен, рек и т.д.): лось, один, рысь, два, лиса, три, заяц, четыре, песец, пять».

На последнее слово мяч не ловить, а отбить о землю (пол). Рекомендуемое количество слов: не более 10.

Последние три игры «Нос», «Съедобное- несъедобное» и «Я знаю всё на свете» не авторские, но пользуются огромной популярностью среди детей и педагогов, поэтому тоже включены в картотеку дидактических игр. Надеюсь, что предложенный материал станет полезным пособием в работе учителя-логопеда.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд.2-е, испр. и доп.М., «Просвещение» 1997.
  2. Майорова А. С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центр-полиграф. 2003 – 111 с.
  3. Нарушение речи у дошкольников. – М. «Просвещение», 1969 – 216 с., с илл., составители Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун.
  4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателей детского сада — М.: Институт практической психологии, 1997 – 320 с.

Мартюшева Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 96»,
г. Пермь

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.