Данная статья поможет ознакомиться с особенностями воспитания детей с проблемами в развитии. Главной задачей учителя-дефектолога при взаимодействии с семьей ребенка, является создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их.
Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенка.
Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах – дефектологах, педагоге-психологе. Мы имеем уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей – родителей, которые становятся нашими партнерами.
Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Главной задачей учителя-дефектолога при взаимодействии с семьей ребенка, является создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию социально-педагогической помощи данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественных характеристик семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, с точки зрения выявления условий внутри семьи, необходимых для полноценного формирования личности ребёнка.
С целью решения этой проблемы было проведено социально-психологическое и социально-педагогическое диагностическое обследование членов семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, в ходе проведённых обследований , обнаружилось следующее:
- семья ребёнка с отклонениями в развитии остро нуждается в психолого-педагогической помощи. Это связано с выявленными конфликтными внутрисемейными отношениями среди членов семьи, а также неблагоприятным психологическим климатом в семье ребёнка с ограниченными возможностями;
- большинство семей, воспитывающих детей с «особыми» нуждами, характеризуются низким показателем уровня социального благополучия;
- наиболее актуальными потребностями семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии , являются: улучшение материальной базы и жилищно-бытовых условий данных семей, стабилизация социального окружения семьи , расширение сферы контактов членов семей с учреждениями, способными оказать посильную помощь таким семьям, а также коррекция родительско-детских отношений.
Таким образом, рассмотрение специфики контекста социального функционирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, показало, что они являются одной из самых уязвимых групп населения.
Давыдова Каринэ Валерьева,
учитель-логопед школы V вида