Занятие проводилось с детьми 6-летнего возраста с диагнозом ОНР. Цель — продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД с использованием конструктора ЛЕГО.
Тема: «Дифференциация предлогов с пространственным значением»
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД.
- Закреплять понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
- Продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов.
Развивающие:
- Продолжать развивать фонематические процессы.
- Активизировать познавательные процессы (восприятие, память).
- Продолжать обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
- Продолжать учить правильному поведению на занятиях.
- Продолжать воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать собеседника.
Оборудование: мягкая игрушка, конструктор «ЛЕГО», лазерная указка.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Актуализация знаний.
Дети стоят на ковре.
Логопед: Давайте вспомним: в нашем языке есть слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Назовите примеры.
Дети называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Логопед берет мягкую игрушку (заяц). Детям предлагается внимательно выслушать вопрос логопеда и ответить на него наиболее полно.
- Даша, где сейчас сидит заяц? – Заяц сидит на столе.
- Костя, куда спрятался серый заяц? – Серый заяц спрятался под стол.
- Сережа, откуда спрыгнул веселый заяц? – Веселый заяц спрыгнул со стола.
Какие маленькие слова вы вставили в свои ответы? – НА, ПОД, СО.
Как называются эти маленькие слова? – Предлоги.
Сегодня мы с вами вспомним несколько предлогов, которые имеют пространственное значение.
2. Основная часть занятия.
Логопед предлагает детям выслушать стихотворение, в котором много предлогов. После этого дети должны назвать предлоги, которые они услышали в этом стихотворении.
Ехала машина ПО дороге
И везла зерно Сереге.
Вдруг откуда ни возьмись
НА дорогу вышла рысь.
Рысь ушами повела
И С дороги вмиг сошла.
Дальше ехала машина,
Прокололась ее шина.
Вышел мастер ИЗ машины
И увидел гвоздь он В шине.
Поменял он колесо
И отправился В село.
Там ПОД маленькой горой,
Пруд замерз этой зимой,
А НАД прудом как пушинки,
Тихо кружатся снежинки.
Рядом С прудом дом стоял,
Там Сергей зерно и ждал.
С маленьким, но приключеньем
Добралась машина к цели,
С небольшим, но удивленьем
Оказалось В ней печенье.
Логопед: Какие предлоги вы услышали в этом рассказе? Назовите их.
Далее логопед раздает плато с «ЛЕГО»-элементами разного цвета (слова обозначаются синими фигурами, предлоги – красными, человечек – точкой). Логопед предлагает составить любое предложение из истории про машину, но так, чтобы в нем обязательно был предлог. (Например: Красная машина ехала по дороге.). Дети выполняют задание и называют свои предложения.
Далее логопед просит детей изменить позицию предлога в составленном предложении. Дети меняют место предлога и произносят полученное предложение.
Физкультминутка.
Координация речи с движением.
Мы бежали по дорожке, отдыхали наши ножки.
Хлопали в ладошки мы над головой,
Затем мы также весело топали ногой.
В кармашки мы положим шумные ладошки,
Достанем из кармашков и просто отдохнем.
Затем логопед берет лазерную указку и направляет луч на различные предметы.
Логопед: Скажите, ребята, где находится луч и что он делает.
Дети:
Лучик «бежит» по столу.
Лучик «сел» на книгу.
Лучик «спрятался» под стул.
Лучик «спрыгнул» со стола.
Лучик «прыгает» над головой.
3. Итог занятия.
- Какие предлоги мы с вами сегодня повторяли?
- Какое значение имеют эти предлоги?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
Сероева Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Столичная гимназия дошкольное отделение №4