Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ОНР (второй год обучения) по формированию лексико-грамматических категорий. Может использоваться при работе по образовательным областям «Познание» и «Коммуникация».
Тема: Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы «Грибы, ягоды»
Цель:
- Расширение представлений детей о многообразии растений осеннего леса,
- Уточнить знания о грибах и ягодах, активизировать словарь детей,
- Совершенствовать умение образовывать и использовать формы множественного числа родительного падежа,
- Продолжать работу по практическому употреблению относительных прилагательных,
- Согласование числительных 5-10,
- Различение падежных окончаний, воспитание любви к природе, развитие внимания и памяти.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) Артикуляционная гимнастика «Грибок»
б) Пальчиковая гимнастика «Самомассаж подушечек пальцев»:
Вылезли на кочке мелкие грибочки:
Грузди и горькушки, рыжики, волнушки.
Даже маленький пенек удивленья скрыть не смог.
Вылезли опять, скользкие маслята,
Бледные поганки встали на полянке.
в) Ассоциативная игра. «Лес» Назовите слова-предметы, которые вы вспомните, если услышите слово «лес».
2. Новая тема.
Назови грибы по картинке. Назови части гриба. Расскажи, где растут грибы. Пересчёт грибов по индивидуальным картинкам.
Игра «Съедобный – ядовитый».
Игра «Продолжи предложения».
Мы пошли в лес за…
Грибы растут …
В лесу много …
Из грибов можно приготовить…
Игра «Вопросы на засыпку».
На опушке три волнушки. Чего больше? Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки и поганка. Чего больше – шляпок или ножек? Что лучше найти — 5 мухоморов или один боровик?
3. Физкультминутка.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
4. Новая тема. Назови ягоды по картинке.
Игра «Где растёт ягода?» Поместить изображение ягоды рядом с картинкой лес или сад.
Игра Осенью на даче».
Мама собрала клубнику. В саду не стало …
Игра «Назови ласково».
клубника, черника, клюква, малина, смородина, крыжовник.
Игра «Варим варенье».
Игра «Угости товарища».
Я набрал в лесу бруснику, сварил брусничный компот, позвал в гости … и угостил брусничным компотом.
5. Назови гласные в слове брусника. Сколько слогов в слове малина, компот, черника.
6. Подвижная игра «У медведя во бору».
7. Организация окончания занятия.
Алексеева Евгения Ефимовна,
учитель-логопед ГБОУ д/с № 602,
г. Москва