Предлагаю конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Ш и С. Конспект написан по сказке «Три медведя». Работаю с маленькими детьми и заметила, что занятия по сюжетам сказок проходят более плодотворно и эффективно, дети с удовольствием играют, повышается речевая активность и интерес к занятиям.
Тема: В гостях у сказки «Три медведя»
Цель: Формировать умение дифференцировать звуки Ш-С в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах и предложениях;
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [с] и [ш];
- Закрепить знания детей о грибах;
- Закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
Коррекционные:
- Развивать моторику артикуляционного аппарата;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование: зеркала, картинки грибов, рисунки чашек и кружек, изображения тарелок с рисунками, чайные и столовые ложечки.
Ход занятия:
- Всем известна сказка «Три медведя». Про кого эта сказка? Главная героиня сказки девочка Маша. Сегодня мы с Машей отправимся в сказку, а она поможет нам научиться различать и правильно произносить звуки [С] и [Ш].
Но прежде чем отправить в путешествие, нужно как следует подготовиться. Мы учимся правильно говорить, и готовить мы будем наш артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика для детей:
- «Улыбочка»
- «Заборчик»
- «Лопатка»
- «Вкусное варенье»
- «Чашечка»
Маша с подружками пошла в лес за грибами. Посмотрите на картинки, вспомните, какие грибы вы знаете. Найдите гриб, который начинается на звук [С].
- какие части есть у гриба: ( ножка, шляпка)
- какие одинаковые звуки есть в словах НОШКА, ШЛЯПКА? ( ш,к,а)
Игра «Помоги Маше собрать грибы в лукошко».
- В корзинку сможет положить грибок только тот ребёнок, который правильно назовёт этот гриб. А собирать мы будем сыроежки.
Дети снимают с доски гриб и проговаривают: «Я положу в лукошко сыроежку».
- Давайте сосчитаем, сколько грибов нашла Маша (счет: одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки…)
Что произошло с Машей дальше? Повтори стихотворение:
Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Маша зашла в дом и увидела в доме…
Игра «Маленький – большой».
У медвежонка маленький столик – а у папы медведя большой стол,
У медвежонка маленький стульчик -…
У медвежонка маленькая кроватка -…
У медвежонка маленькая мисочка -…
У медвежонка маленькая ложечка -…
У медвежонка маленькая кружечка -…
- Заглянем на кухню. На кухне стоит большой шкаф с посудой.
- Расскажи, какая посуда стоит в шкафу.
Логопед на доску выставляет изображения чашек с геометрическим рисунком.
На верхней полке стоит красная чашка с синим кружком, желтая чашка с красным кружком, на нижней полке стоит зелёная кружка с салатовым кружком, сиреневая чашка с жёлтым кружком.
- Сосчитай все синие чашки.
Дети считают: одна синяя чашка, две синие чашки, три синие чашки…
В другом шкафу разложены тарелочки.
- Разложи тарелки правильно: на верхнюю полочку тарелочки с рисунком со звуком Ш, а на нижнюю со звуком С.
Игра «Чего не стало».
Игра «Помоги Маше разложить ложечки».
- Маша нечаянно уронила ложки, помоги разложить их по местам. Чайные ложки положи в стакан, а столовые ложки в кастрюлю. (дети раскладывают ложки и проговаривают свои действия: «Это чайная ложка, я положу её в стакан». «Столовую ложку положу в кастрюлю».
- Маша очень устала и решила отдохнуть, и нам пора заканчивать занятие. Как вы думаете, мы научились различать звуки [С] и [Ш]? Вспомните, что мы делали на занятии? Что сегодня вам понравилось больше всего?
Самусевич Елена Леонидовна,
логопед ГАУ РК «Санаторий «Лозым»,
г. Сыктывкар