Абилитация младенцев – путь к успешному развитию детей

Развитие мелкой моторики ребенка начинается еще в младенчествеАннотация: В статье рассматриваются проблемы проведения абилитации детей раннего возраста, показана ее необходимость и актуальность. На основе изложенного материала автором предлагается структура абилитационной программы, ее задачи, содержание и пути реализации. Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии и детям, относящимся к группе риска, а также врачам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

Важным условием сохранения детского здоровья является повышение качества абилитационной помощи с первых месяцев жизни ребенка. Эта задача должна быть решена путем раннего выявления детей с нарушениями развития, современной диагностики характера повреждений, а также с помощью мониторинга развития ребенка в первые месяцы его жизни для определения темпов и особенностей развития, индивидуальных компенсаторных возможностей организма, разработки абилитационного маршрута.

Многие ученые обращают внимание, что у детей в раннем периоде даже небольшие отклонения в развитии оказывают не только существенное влияние на общее состояние здоровья, но и могут существенно затруднять социализацию ребенка.

Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью Центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Нередко можно наблюдать, что матери не могут принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями.

Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития навыков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации.

Рассмотрим значение термина «абилитация», который часто применяется в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста физическими или психическими дефектами.

В переводе с английского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей».

Понятие абилитации является близким по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации.

По Л.О. Бадаляну:

Абилитация – (термин «абилитация» происходит от латинского habilis — удобный, ловкий, приспособительный) это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Об абилитации в целом следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Термин «абилитация младенцев» применяется к детям в возрасте до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы — внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов.

В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита. В большинстве случаев у детей раннего возраста самой частой причиной необходимости проведения абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича.

Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным.

Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Например, в случае, если дети с церебральным параличом и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет.

Чрезвычайно важно начинать комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий уже на первом году жизни.

Итак, из определения понятия «абилитация» абилитационную работу можно обозначить как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде.

Основной задачей, стоящей перед службой ранней помощи, является:

  1. максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;
  2. максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения;
  3. обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.

В рамках решения этой задачи и исходя из личного опыта работы в отделении раннего вмешательства, абилитацию детей возможно проводить в следующей последовательности:

  • Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Выявление детей группы риска.
  • Подробное изложение в истории болезни диагностических и коррекционных мероприятий в отношении к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Индивидуальный маршрут ребенка.
  • Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от 0 до 3 лет в условиях соответствующего детского учреждения.

Итогом успешной абилитации станет осуществление комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Причем самыми важными и определяющими для успешного развития ребенка будут являться первые два-три года жизни.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д.

Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы.

В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а так же детям , относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д. )

На сегодняшний день рождаемость и процент детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим. Соответственно многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания и будут решаться. И в итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Мокеева И.Г.
Учитель-дефектолог/ логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.