Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР

В последнее время особую актуальность приобретают различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является частичная реорганизация логопедической службы.

Я работаю логопедом в детском саду небольшого посёлка, расположенного в нескольких километрах от районного центра в Иркутской области. Открыть речевую группу в нашем учреждении возможности (да и необходимости) нет. Поэтому здесь создан логопункт.

Согласно нормативным документам («Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо №2 Министерства образования РФ от 14.12.2000г.), на логопункт принимаются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, стёртыми дизартриями и прочими «лёгкими» дефектами речи. Ребятишки с ОНР оказываются не охваченными логопедической помощью.

Различные проверяющие структуры запрещают принимать «тяжёлых» детей на логопункт, рекомендуя посещать речевую группу. В городах такая возможность, конечно, имеется. Но что делать, куда обращаться людям, живущим на селе?

Я практикую принятие детей с ОНР на логопункт в виде исключения.

Поэтому разработка специальных образовательных маршрутов для работы в условиях логопункта явилась актуальной на современном этапе.

Учитывая особенности детей с ОНР мною были разработаны Алгоритмы работы по коррекции речи данной категории логопатов в условиях комбинированного логопункта. Эта программа разработана для этапа формирования произносительных умений и навыков.

Занятия проводятся подгруппами по 2-6 человек. Принимая во внимание тот факт, что основной массой занимающихся на логопункте являются дети-логопаты с заключением «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», необходимо так планировать занятия, чтобы основной темой стала коррекция звукопроизношения.

Рассмотрев набор слов, подходящих по звуковому составу задаче автоматизации звука на конкретном этапе, я подбирала возможные упражнения лексико-грамматической направленности, а также такие связные тексты и стихи, которые отвечали бы основной цели.

Алгоритм предназначен для работы с детьми, страдающими ОНР и другими логопатами, разработан к этапу формирования произносительных умений и навыков наиболее часто нарушающихся фонем: группы свистящих, шипящих, соноров.

Предлагаю вашему вниманию Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР 3 уровня на этапе формирования произносительных умений и навыков.

Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР 3 уровня.

Этап формирования произносительных умений и навыков.
Звуки [Л], [Ль].

Номер занятия

Тема коррекции звукопроизношения

Темы по формированию фонетической стороны речи (звуковой анализ)

Темы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

1 – 2

 

Постановка звука /Л/.

Подготовительные упражнения «Улыбочка», «Лопатка», «Качели», «Пароход».

Понятие «гласный звук».

Выделение заданного гласного звука из фонемного ряда.

Буквы А, У. Письмо.

Беседа «Значение речи в жизни человека».

Формирование понятия об органах артикуляции, их назначение.

3 – 4

(17-20)

 

Постановка звука, автоматизация в прямых слогах. Ритмический рисунок многократно повторяемых слогов с поставленным звуком.

Гласные звуки /Ы/, /О/, соответствующие буквы.

Чтение и обсуждение обучающего рассказа «Звуки и буквы».

Формирование понятий «слово», «слог».

5 – 6

(21-22)

 

Автоматизация звука /Л/ в слогах и словах с начальным  /Л/ в сильной позиции. Понятие «слог», деление слов на слоги (неосознанно).

Чтение прямых слогов с буквой Л.

Понятие «согласный звук».

Объединение предметов в группы по лексическому значению. Обобщающие понятия.
7 – 8

(23-24)

Автоматизация звука в прямых слогах в начале и середине слова (сильная позиция), введение слов в предложение. Схема слова.

Определение позиции заданного звука (на слух) в слове (начало, середина), внесение в схему.

Объединение предметов в группы по лексическому значению. Обобщающие понятия.

Пространственная ориентация. Понятия: ряд, столбик, сверху, снизу, за, перед, после, между.

9 -10

(25-26)

 

Автоматизация звука /Л/ в словах и предложениях (все позиции). Схема слова.

Определение позиции заданного звука в слове (на слух и по картинкам), внесение в схему.

Пространственная ориентация. Понятия: сверху, снизу, за, перед, после, между; ряд, столбик.

Формирование понятия о действии и предмете.

11 — 14

(27-30)

Автоматизация звука /Л/ в предложениях, коротких рассказах (слова с прямым слогом). Схема слова.

Деление слов на слоги, определение позиции заданного звука в слове, внесение в слоговую схему.

Определение наличия или отсутствия заданного согласного в слове.

Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

Закрепление понятия о действии.

Обучение составлению распространенных предложений. Заучивание коротких рассказов.

15 – 16

(31-32)

 

Автоматизация звука /Л/ в стечении согласных (слоги, слова, предложения, связные тексты) Деление слов на слоги, определение позиции заданного звука в слове, внесение в слоговую схему.

Определение наличия или отсутствия заданного согласного в слове.

Существительные единственного и множественного числа.

Согласование существительных разного спряжения в единственном и множественном числе.

Обучение пересказу близко к тексту описательных рассказов. ( «Лось», «Фламинго»)

17 –20

(1 – 4)

Автоматизация звука /Л/ в обратных слогах, словах с обратным слогом (ударная позиция в конце слова). Введение в связную речь (по возможностям ребёнка). Выделение заданного звука в конце слова, определение позиции в схеме слова.

Звуки И, Я, Е  и соответствующие буквы.

Чтение обратных слогов.

Согласование порядковых и количественных числительных с существительными.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Пересказ близко к тексту (сказка «Колобок»)

Пересказ рассказа с наглядной опорой на серию сюжетных картин («Дед и два медвежонка», «Кого рисовали малыши»)

21 – 22

(5 – 6)

Звук /Л/ в словах с обратным слогом (середина слова, сильная позиция), автоматизация в предложениях, связной речи. Выделение заданного звука в середине и конце слова. Обозначение позиции звука в схеме слова.

Звуки и буквы Ё, Ю. Чтение обратных слогов с буквами, обозначающими йотированные гласные.

Согласование порядковых и количественных числительных со словосочетаниями (прилагательное + существительное)

Приставочные глаголы.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин («Как медведь зайцев мёдом угощал», «Слава и волки»).

23 – 24

(7 – 8)

 

Автоматизация звука /Л/ в словах, предложениях, связной речи (обратный слог, слабая позиция) Схема слова. Деление слов на слоги и определение позиции заданного звука.

Подбор слова к заданной схеме.

Чтение обратных слогов.

Предлог НА.

Ролевой пересказ рассказа («Заяц и ворона»)

Пересказ рассказа по серии сюжетных картин («Огурец и капуста», «Как зайцы наказали злого волка», «Подвиг школьника»).

25 – 30

 

Двойной /Л/ в словах.

Закрепление звука /Л/ в связной речи.

Закрепление пройденного материала. Согласование прилагательных и существительных разного рода.

Предлоги ПОД, НАД.

Пересказ знакомой сказки («Колобок», «Лисичка со скалочкой»).

Пересказ рассказа близко к тексту. («Галка», «Спор», «Сова»).

Пересказ рассказа с опорой на серию картин

(«Митины друзья», «В тылу врага»)

Самостоятельное составление рассказа с опорой на зрительный план в виде сюжетных картин («Как белка в гости ходила», «Как медведь хвост потерял», «Яблоки»).

31 Введение звука в речь.
25 — 26 Постановка /ЛЬ/, автоматизация в прямых слогах и словах с прямым слогом (начало слова, сильная позиция), коротких фразах.

Дифференциация /Л/ и /ЛЬ/ по артикуляционным укладам и фонетическим признакам.

Выделение заданного звука из звукового ряда.

Чтение прямых слогов.

Дифференциация звуков (отвлечённых и изучаемых) по твёрдости – мягкости.

Согласование числительных с существитель- ными.

Согласование местоимений  мой, моя, моё, мои  с существительными.

Согласование прилагательных и существи- тельных разного рода.

27 – 28

 

Автоматизация /ЛЬ/ в словах, предложениях (прямая позиция). Обозначение твёрдости – мягкости в схеме (цветовое).

Определение позиции звука /ЛЬ/ в слове (начало, середина), обозначение в схеме.

Составление распространённых предложений.

Дательный падеж существительных в единственном числе.

29 – 30

 

Автоматизация звука /ЛЬ/ в словах со стечением согласных (слова, предложения, короткие стихи и связные рассказы) Определение позиции звука /ЛЬ/ в слове (начало, середина), обозначение в схеме.

Подбор слов к схеме.

Схема предложения. Короткие слова в предложении (предлоги, союзы).

Согласование различных местоимений с существительными разного рода и числа.

Пространственные предлоги (повторение).

Составление сложных предложений.

Пересказ рассказа близко к тексту.

31 – 32

 

Дифференциация звуков /Л/ — /Р/

Автоматизация /ЛЬ/ в обратных слогах (слова, предложения)

Артикуляционная позиция звуков.

Диф-я звуков по фонетическим признакам.

Выделение звуков в фонемном ряду.

Определение позиции /ЛЬ/ в слове (конец слова), обозначение в схеме.

Творительный падеж существительных в единственном числе.

Составление сложных предложений по картинкам.

33 – 34

 

Дифференциация /Л/ — /Р/  в словах, предложениях.

Автоматизация /ЛЬ/ в связных конструкциях.

 

Выделение звуков из слогового ряда, определение наличия заданного звука в словесном ряду. Обозначение в схеме слова.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец), обозначение в схеме слова.

Составление схемы предложения.

Составление сложных предложений по картинкам.

Подбор слов к обобщающим понятиям.

Пословицы и поговорки: понимание, объяснение с помощью сложных предложений.

Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. ч. по падежам.

35 — 38 Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях.

Введение /ЛЬ/ в речь. Контроль.

Артикуляционная позиция звуков.

Диф-я звуков по фонетическим признакам.

Выделение звуков в фонемном ряду.

Выделение звуков из слогового ряда, определение наличия заданного звука в словесном ряду. Обозначение в схеме слова.

Слова-обобщения. Подбор слов-обобщений к группам слов, обозначающим предметы и наоборот.

Предложный падеж существительных с предлогом О.

Предлог В.

Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? Какой по форме?)

Самостоятельный рассказ «Что я люблю».

39 – 42

 

Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Введение /ЛЬ/ в речь. Контроль.

Чтение слогов с буквами, обозначающими сонорные звуки.

Письмо букв и слогов.

Пересказ рассказа близко к тексту.

Пересказ рассказа с опорой на зрительный план в виде сюжетных картин (по звукопроизносительным возможностям ребёнка).

Описательный рассказ («Лёнин лев», «Лёнина лейка»).

Байкалова Ольга Николаевна, учитель-логопед,
МДОУ д/с общеразвивающего вида № 10
пос.Тельма Усольского района Иркутской области

 

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.