В последнее время особую актуальность приобретают различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является частичная реорганизация логопедической службы.
Я работаю логопедом в детском саду небольшого посёлка, расположенного в нескольких километрах от районного центра в Иркутской области. Открыть речевую группу в нашем учреждении возможности (да и необходимости) нет. Поэтому здесь создан логопункт.
Согласно нормативным документам («Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо №2 Министерства образования РФ от 14.12.2000г.), на логопункт принимаются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, стёртыми дизартриями и прочими «лёгкими» дефектами речи. Ребятишки с ОНР оказываются не охваченными логопедической помощью.
Различные проверяющие структуры запрещают принимать «тяжёлых» детей на логопункт, рекомендуя посещать речевую группу. В городах такая возможность, конечно, имеется. Но что делать, куда обращаться людям, живущим на селе?
Я практикую принятие детей с ОНР на логопункт в виде исключения.
Поэтому разработка специальных образовательных маршрутов для работы в условиях логопункта явилась актуальной на современном этапе.
Учитывая особенности детей с ОНР мною были разработаны Алгоритмы работы по коррекции речи данной категории логопатов в условиях комбинированного логопункта. Эта программа разработана для этапа формирования произносительных умений и навыков.
Занятия проводятся подгруппами по 2-6 человек. Принимая во внимание тот факт, что основной массой занимающихся на логопункте являются дети-логопаты с заключением «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», необходимо так планировать занятия, чтобы основной темой стала коррекция звукопроизношения.
Рассмотрев набор слов, подходящих по звуковому составу задаче автоматизации звука на конкретном этапе, я подбирала возможные упражнения лексико-грамматической направленности, а также такие связные тексты и стихи, которые отвечали бы основной цели.
Алгоритм предназначен для работы с детьми, страдающими ОНР и другими логопатами, разработан к этапу формирования произносительных умений и навыков наиболее часто нарушающихся фонем: группы свистящих, шипящих, соноров.
Предлагаю вашему вниманию Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР 3 уровня на этапе формирования произносительных умений и навыков.
Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР 3 уровня.
Этап формирования произносительных умений и навыков.
Звуки [Л], [Ль].
Номер занятия |
Тема коррекции звукопроизношения |
Темы по формированию фонетической стороны речи (звуковой анализ) |
Темы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи |
1 – 2
|
Постановка звука /Л/.
Подготовительные упражнения «Улыбочка», «Лопатка», «Качели», «Пароход». |
Понятие «гласный звук».
Выделение заданного гласного звука из фонемного ряда. Буквы А, У. Письмо. |
Беседа «Значение речи в жизни человека».
Формирование понятия об органах артикуляции, их назначение. |
3 – 4
(17-20)
|
Постановка звука, автоматизация в прямых слогах. | Ритмический рисунок многократно повторяемых слогов с поставленным звуком.
Гласные звуки /Ы/, /О/, соответствующие буквы. |
Чтение и обсуждение обучающего рассказа «Звуки и буквы».
Формирование понятий «слово», «слог». |
5 – 6
(21-22)
|
Автоматизация звука /Л/ в слогах и словах с начальным /Л/ в сильной позиции. | Понятие «слог», деление слов на слоги (неосознанно).
Чтение прямых слогов с буквой Л. Понятие «согласный звук». |
Объединение предметов в группы по лексическому значению. Обобщающие понятия. |
7 – 8
(23-24) |
Автоматизация звука в прямых слогах в начале и середине слова (сильная позиция), введение слов в предложение. | Схема слова.
Определение позиции заданного звука (на слух) в слове (начало, середина), внесение в схему. |
Объединение предметов в группы по лексическому значению. Обобщающие понятия.
Пространственная ориентация. Понятия: ряд, столбик, сверху, снизу, за, перед, после, между. |
9 -10
(25-26)
|
Автоматизация звука /Л/ в словах и предложениях (все позиции). | Схема слова.
Определение позиции заданного звука в слове (на слух и по картинкам), внесение в схему. |
Пространственная ориентация. Понятия: сверху, снизу, за, перед, после, между; ряд, столбик.
Формирование понятия о действии и предмете. |
11 — 14
(27-30) |
Автоматизация звука /Л/ в предложениях, коротких рассказах (слова с прямым слогом). | Схема слова.
Деление слов на слоги, определение позиции заданного звука в слове, внесение в слоговую схему. Определение наличия или отсутствия заданного согласного в слове. |
Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?
Закрепление понятия о действии. Обучение составлению распространенных предложений. Заучивание коротких рассказов. |
15 – 16
(31-32)
|
Автоматизация звука /Л/ в стечении согласных (слоги, слова, предложения, связные тексты) | Деление слов на слоги, определение позиции заданного звука в слове, внесение в слоговую схему.
Определение наличия или отсутствия заданного согласного в слове. |
Существительные единственного и множественного числа.
Согласование существительных разного спряжения в единственном и множественном числе. Обучение пересказу близко к тексту описательных рассказов. ( «Лось», «Фламинго») |
17 –20
(1 – 4) |
Автоматизация звука /Л/ в обратных слогах, словах с обратным слогом (ударная позиция в конце слова). Введение в связную речь (по возможностям ребёнка). | Выделение заданного звука в конце слова, определение позиции в схеме слова.
Звуки И, Я, Е и соответствующие буквы. Чтение обратных слогов. |
Согласование порядковых и количественных числительных с существительными.
Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Пересказ близко к тексту (сказка «Колобок») Пересказ рассказа с наглядной опорой на серию сюжетных картин («Дед и два медвежонка», «Кого рисовали малыши») |
21 – 22
(5 – 6) |
Звук /Л/ в словах с обратным слогом (середина слова, сильная позиция), автоматизация в предложениях, связной речи. | Выделение заданного звука в середине и конце слова. Обозначение позиции звука в схеме слова.
Звуки и буквы Ё, Ю. Чтение обратных слогов с буквами, обозначающими йотированные гласные. |
Согласование порядковых и количественных числительных со словосочетаниями (прилагательное + существительное)
Приставочные глаголы. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин («Как медведь зайцев мёдом угощал», «Слава и волки»). |
23 – 24
(7 – 8)
|
Автоматизация звука /Л/ в словах, предложениях, связной речи (обратный слог, слабая позиция) | Схема слова. Деление слов на слоги и определение позиции заданного звука.
Подбор слова к заданной схеме. Чтение обратных слогов. |
Предлог НА.
Ролевой пересказ рассказа («Заяц и ворона») Пересказ рассказа по серии сюжетных картин («Огурец и капуста», «Как зайцы наказали злого волка», «Подвиг школьника»). |
25 – 30
|
Двойной /Л/ в словах.
Закрепление звука /Л/ в связной речи. |
Закрепление пройденного материала. | Согласование прилагательных и существительных разного рода.
Предлоги ПОД, НАД. Пересказ знакомой сказки («Колобок», «Лисичка со скалочкой»). Пересказ рассказа близко к тексту. («Галка», «Спор», «Сова»). Пересказ рассказа с опорой на серию картин («Митины друзья», «В тылу врага») Самостоятельное составление рассказа с опорой на зрительный план в виде сюжетных картин («Как белка в гости ходила», «Как медведь хвост потерял», «Яблоки»). |
31 | Введение звука в речь. | ||
25 — 26 | Постановка /ЛЬ/, автоматизация в прямых слогах и словах с прямым слогом (начало слова, сильная позиция), коротких фразах.
Дифференциация /Л/ и /ЛЬ/ по артикуляционным укладам и фонетическим признакам. |
Выделение заданного звука из звукового ряда.
Чтение прямых слогов. Дифференциация звуков (отвлечённых и изучаемых) по твёрдости – мягкости. |
Согласование числительных с существитель- ными.
Согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными. Согласование прилагательных и существи- тельных разного рода. |
27 – 28
|
Автоматизация /ЛЬ/ в словах, предложениях (прямая позиция). | Обозначение твёрдости – мягкости в схеме (цветовое).
Определение позиции звука /ЛЬ/ в слове (начало, середина), обозначение в схеме. |
Составление распространённых предложений.
Дательный падеж существительных в единственном числе. |
29 – 30
|
Автоматизация звука /ЛЬ/ в словах со стечением согласных (слова, предложения, короткие стихи и связные рассказы) | Определение позиции звука /ЛЬ/ в слове (начало, середина), обозначение в схеме.
Подбор слов к схеме. Схема предложения. Короткие слова в предложении (предлоги, союзы). |
Согласование различных местоимений с существительными разного рода и числа.
Пространственные предлоги (повторение). Составление сложных предложений. Пересказ рассказа близко к тексту. |
31 – 32
|
Дифференциация звуков /Л/ — /Р/
Автоматизация /ЛЬ/ в обратных слогах (слова, предложения) |
Артикуляционная позиция звуков.
Диф-я звуков по фонетическим признакам. Выделение звуков в фонемном ряду. Определение позиции /ЛЬ/ в слове (конец слова), обозначение в схеме. |
Творительный падеж существительных в единственном числе.
Составление сложных предложений по картинкам. |
33 – 34
|
Дифференциация /Л/ — /Р/ в словах, предложениях.
Автоматизация /ЛЬ/ в связных конструкциях.
|
Выделение звуков из слогового ряда, определение наличия заданного звука в словесном ряду. Обозначение в схеме слова.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец), обозначение в схеме слова. Составление схемы предложения. |
Составление сложных предложений по картинкам.
Подбор слов к обобщающим понятиям. Пословицы и поговорки: понимание, объяснение с помощью сложных предложений. Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. ч. по падежам. |
35 — 38 | Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях.
Введение /ЛЬ/ в речь. Контроль. |
Артикуляционная позиция звуков.
Диф-я звуков по фонетическим признакам. Выделение звуков в фонемном ряду. Выделение звуков из слогового ряда, определение наличия заданного звука в словесном ряду. Обозначение в схеме слова. |
Слова-обобщения. Подбор слов-обобщений к группам слов, обозначающим предметы и наоборот.
Предложный падеж существительных с предлогом О. Предлог В. Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? Какой по форме?) Самостоятельный рассказ «Что я люблю». |
39 – 42
|
Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Введение /ЛЬ/ в речь. Контроль. |
Чтение слогов с буквами, обозначающими сонорные звуки.
Письмо букв и слогов. |
Пересказ рассказа близко к тексту.
Пересказ рассказа с опорой на зрительный план в виде сюжетных картин (по звукопроизносительным возможностям ребёнка). Описательный рассказ («Лёнин лев», «Лёнина лейка»). |
Байкалова Ольга Николаевна, учитель-логопед,
МДОУ д/с общеразвивающего вида № 10
пос.Тельма Усольского района Иркутской области