Фото артикуляционной гимнастики для детей и описания упражнений помогут родителям выполнять задания логопеда правильно, опираясь на фотографии-образцы.
Артикуляторная гимнастика
На зарядку становись!
Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!
Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
- При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен ка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
- Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
- Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».
Фото и описание упражнений артикуляционной гимнастики для детей
Упражнения для языка
Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.
Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!
Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!
Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!
Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Источники:
1. Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3. Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.
4. Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.
Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
город Смоленск
Спасибо за множество полезного материала!
Я пока особенно не переживаю, но мы в 1,4 очень мало повторяем… Говорим только «мама. «папа», «баба». Иногда получаются «на». «дай». но не всегда и не всегда по делу.
Из звукоподражаний — только сопение ежика и рычание собаки. ВСЕ. Нет, отдельные звуки и даже слоги ребенок говорит. но за мной не повторяет. Думаю, что артикуляционной гимнастикой для детей тоже надо уже во всю заниматься.
Еще раз вам спасибо!
Прекрасные занятия. И вообще столько всего и сразу. Огромное спасибо. Вы не против заберу к себе выставлю артикуляторную гимнастику, со ссылкой на вас.
Подскажите пожалуйста, должен ли воспитатель ДОУ заниматься с детьми выполнением артикуляционной гимнастикой, если в ДОУ есть логопед?!?
Если вы воспитатель логопедической группы, тогда да, должны заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми. Вы за это и получаете надбавку и дополнительный отпуск.
Ставка логопеда предполагает ведение 20 детей, а в саду их больше 200. А дети сейчас поголовно каждый с речевыми дефектами. Поэтому, если воспитатель заинтересован результатами своего труда, то он проводит артикуляционную гимнастику, не рассуждая, должен он это делать или нет.
А с какого возраста можно делать артикуляционную гимнастику с детьми и учить логопедические стихи?
Загружать не нужно. А в игровой форме, если это нравится ребенку, то можно с любого возраста, если он уже способен понимать.
Лучше всего влияет на речевое развитие детей артикуляционная гимнастика, проводящаяся в форме сказки!
А как часто надо заниматься артикуляционной гимнастикой? И как скоро после этого появятся правильные звуки в речи?
Ваш ребенок обязательно заговорит, только есть одно основное правило — все эти занятия должны быть ЕЖЕДНЕВНЫМИ!
Логопеды!!! После пластики уздечки языка когда и какую гимнастику надо делать? Вчера ребенку сделали подрезание уздечки языка. Врач ничего не сказал об упражнениях и когда их начинать делать. Не будет ли рубца?
После пластики (подрезания) подъязычной уздечки выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики, требующие подъема языка вверх:
«Лошадка» (щелкать языком),
«Грибок»,
«Чашечка» (смотри фото в статье),
«Почистим языком верхние зубки»,
«Маляр» (гладить языком нёбо вперед-назад).
Подробнее об упражнениях для растяжении подъязычной уздечки можете почитатьздесь.
Существует два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения.