Артикуляционная гимнастика для детей

Фото артикуляционной гимнастики для детей и описания упражнений помогут родителям выполнять задания логопеда правильно, опираясь на фотографии-образцы.

Артикуляторная гимнастика

На зарядку становись!

Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со​вершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а до​статочно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».


Фото и описание упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Упражнения для языка

«ЛОПАТКА»
Упражнение для языка Лопаточка

Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.

Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ИГОЛОЧКА»
Упражнение для языка Иголочка

Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!

Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ЧАШЕЧКА»
Упражнение артикуляционной гимнастики Чашечка

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«ГОРКА»
Упражнение для языка Горка

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ГРИБОК»
Упражнение для язычка Грибок

Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«КАЧЕЛИ»
Логопедическое упражнение Качели

Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!

Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.

«МАЛЯР»
Упражнение для языка Маляр

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!

Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верх​нюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направ​ление.

«ТРУБОЧКА»
Упражнение артикуляторной гимнастики Трубочка

Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!

Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Источники:

1.​ Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2.​ Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3.​ Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.
4.​ Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.

Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
город Смоленск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома

Отзывы к материалу: "Артикуляционная гимнастика для детей"

  1. Светлана:

    Спасибо за множество полезного материала!
    Я пока особенно не переживаю, но мы в 1,4 очень мало повторяем… Говорим только «мама. «папа», «баба». Иногда получаются «на». «дай». но не всегда и не всегда по делу.
    Из звукоподражаний — только сопение ежика и рычание собаки. ВСЕ. Нет, отдельные звуки и даже слоги ребенок говорит. но за мной не повторяет. Думаю, что артикуляционной гимнастикой для детей тоже надо уже во всю заниматься.
    Еще раз вам спасибо!

  2. kika:

    Прекрасные занятия. И вообще столько всего и сразу. Огромное спасибо. Вы не против заберу к себе выставлю артикуляторную гимнастику, со ссылкой на вас.

  3. Воспитатель:

    Подскажите пожалуйста, должен ли воспитатель ДОУ заниматься с детьми выполнением артикуляционной гимнастикой, если в ДОУ есть логопед?!?

  4. Ольга:

    Если вы воспитатель логопедической группы, тогда да, должны заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми. Вы за это и получаете надбавку и дополнительный отпуск.

  5. Марианна Сергеевна:

    Ставка логопеда предполагает ведение 20 детей, а в саду их больше 200. А дети сейчас поголовно каждый с речевыми дефектами. Поэтому, если воспитатель заинтересован результатами своего труда, то он проводит артикуляционную гимнастику, не рассуждая, должен он это делать или нет.

  6. Zoya78:

    А с какого возраста можно делать артикуляционную гимнастику с детьми и учить логопедические стихи?

  7. Мила:

    Загружать не нужно. А в игровой форме, если это нравится ребенку, то можно с любого возраста, если он уже способен понимать.

  8. Yaya:

    Лучше всего влияет на речевое развитие детей артикуляционная гимнастика, проводящаяся в форме сказки!

  9. Мама:

    А как часто надо заниматься артикуляционной гимнастикой? И как скоро после этого появятся правильные звуки в речи?

  10. logomama:

    Ваш ребенок обязательно заговорит, только есть одно основное правило — все эти занятия должны быть ЕЖЕДНЕВНЫМИ!

  11. Polly:

    Логопеды!!! После пластики уздечки языка когда и какую гимнастику надо делать? Вчера ребенку сделали подрезание уздечки языка. Врач ничего не сказал об упражнениях и когда их начинать делать. Не будет ли рубца?

  12. Анна:

    После пластики (подрезания) подъязычной уздечки выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики, требующие подъема языка вверх:
    «Лошадка» (щелкать языком),
    «Грибок»,
    «Чашечка» (смотри фото в статье),
    «Почистим языком верхние зубки»,
    «Маляр» (гладить языком нёбо вперед-назад).
    Подробнее об упражнениях для растяжении подъязычной уздечки можете почитатьздесь.

  13. Кирилл:

    Существует два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.