Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Аннотация: игра «Веселый паровозик» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами и воспитателями при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе. Практическая значимость и новизна игры в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одно пособие.

Игровой материал представляет собой деревянное панно в виде паровоза с тремя вагонами и предметные картинки (подбираются педагогом для каждого задания). В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками для картинок), на крышах вагонов кармашки для карточек с заданиями. Разноцветный веселый паровозик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий.

Дидактическая игра

Цели:

  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи и слоговой структуры слова;
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи:

  1. Учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова.
  2. Закрепить умение определять место звука в слове.
  3. Упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование существительных с числительными, притяжательных местоимений с существительными, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, названий детенышей животных и птиц, притяжательных прилагательных), умении подбирать слова-признаки и слова-действия.

Ход игры:

1 вариант (определение места звука в слове) (приложение 1)

Педагог показывает детям веселый паровозик и 9 картинок, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [А]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [А] слышится в начале слова (на крыши вагонов выставляются соответствующие схемы), во второй вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится последним». В игре может участвовать 1 ребенок (при индивидуальной работе), трое детей (каждый подбирает картинки для своего вагончика), 9 человек (каждый ребенок берет только 1 картинку и ищет ей подходящий вагон), 12 детей (9 человек раскладывают картинки по вагонам, а 3 детей – контролеры, проверяют, все ли картинки заняли правильно свои места).

2 вариант (определение количества слогов в слове)

Игра проводится аналогично 1 варианту, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).

3 вариант (звуковой анализ слова)

Детям предлагается подобрать картинки, подходящие к соответствующей звуковой схеме слова, а затем распределить их по вагонам.

4 вариант (подбор слов с заданным звуком, автоматизация и дифференциация поставленных звуков)

Данный вариант целесообразнее использовать с 1 ребенком, либо с несколькими детьми, у которых нарушена общая группа звуков. Картинный материал подбирается индивидуально.

5 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи) (приложение 2)

Меняя карточки с заданиями на крышах вагонов, педагог может предложить детям:

- подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам (пижама: фланелевая, желтая, теплая, мягкая);

- подобрать слова – действия (лягушка: квакает, прыгает, ловит);

- назвать один предмет и множество (ведро — ведра);

- назвать пять таких предметов (обруч — пять обручей);

- поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой шампунь, мои очки, моя пижама);

- поиграть в «Прятки» — назвать, чего нет в вагоне (нет чашки, обруча, ведра);

- назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);

- ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (лисьи уши, лисий хвост);

- назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).

Картинный материал подбирается конкретно под каждое задание. При необходимости педагоги могут расширить спектр заданий, например, использовать карточки со схемами предлогов для составления предложений и так далее.

Суевалова О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.