Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Элементы сенсорной комнатыВ статье представлены возможности сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности учителя-логопеда при преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Речевое развитие — процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, мы так же стараемся использовать современные интерактивные приемы и методы. Находкой для нас стала сенсорная комната.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы.

Дети в сенсорной комнате не подвергаются никаким давлениям извне и ощущают себя в защищенности и безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, реализовать потребности в игре и движениях в приспособленной, безопасной среде. Ведь мы знаем, что речевые патологии у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой.

Имеющие нарушения речи у детей с ОВЗ ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?

Когда мы начинали деятельность по данному направлению, возникали конечно, и трудности в использовании сенсорной комнаты, а именно: какой элемент больше подойдет для работы учителя-логопеда, отсутствие и недостаточное количество методического обеспечения — занятий в сенсорной комнате для учителя-логопеда.

Огромная работа была нами проведена по изучению методической, специальной литературы. В настоящее время в учреждении продолжается работа по разработке картотеки игр и упражнений для коррекционно – логопедической работы учителя-логопеда в сенсорной комнате.

Из всего многообразия элементов и возможностей сенсорной комнаты учитель-логопед в своей коррекционно-логопедической деятельности может использовать следующие элементы:

Сухой бассейн

Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов.

Например: можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука.

Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (Р), а теперь предлагает называть слова с заданным звуком, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков.

Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.

Напольная сенсорная дорожка

Так же используем для индивидуальных или подгрупповых занятий с детьми с ФФНР, ЛГНР, ОНР. Данная работа направленна на совершенствование фонематических процессов, активизации словарного запаса, придумывание сказок, чистоговорок.

Например: Педагог приглашает детей погулять по волшебной лесной поляне, на которой очень хорошо у всех детей получается повторять и придумывать чистоговорки про лесных жителей, например при автоматизации звука «С», выбираем лису.

Дети, двигаясь вперед по сенсорной дорожке, на каждый шаг произносят слог –са,-са,-са остановились, произносят: в лесу бегает лиса: движения на месте имитируя бег. Шагают вперед произнося: су-су-су-. Останавливаются и произносят: я боюсь лису: и приседают на месте. Присев произносят: сы-сы-сы, радостно встают и подпрыгивают на месте произнося: нет уже лисы.

Цель: способствует развитию рецепторов стоп, тактильного восприятия, координации движений, автоматизации заданного звука.

Проектор направленного света, зеркальный шар

Например, разглядывая зеркальный шар, можно с детьми поиграть в игру: «Скажи какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображение.

Воспиатнники встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. (Одновременно работают проектор направленного света, зеркальный шар, возникает эффект бесконечного множества бликов, который напоминает падающий снег). Педагог называет слово и кидает мяч кому-либо извоспитанников. Дети передают мяч по кругу, называя при этом действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег падает, идёт, хрустит, тает, искриться, сверкает).

Речевые упражнения с элементами сенсорной комнаты могут значительно усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности, а значит, будут благотворно влиять на развитие зрительно – моторной и зрительно – слуховой координации, способствовать артикуляционной памяти.

Занятия с детьми с ОВЗ, в сенсорной комнате способствуют:

  • развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
  • обогащению и совершенствованию словаря по изучаемым лексическим темам;
  • закреплению навыков грамматически правильной речи;
  • развитию диалогической формы речи.

Сенсорная комната может помочь ребенку запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления и знания об окружающем мире.

Романова Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБУ д/с №27 «Лесовичок»,
город Тольятти

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.