Статья о формировании готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе предназначена для студентов, логопедов, дефектологов, воспитателей и других лиц, работающих с родителями в ДОУ.
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. Семья и дошкольное образовательное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Логопеды и методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить эффективность работы специалистов.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения.
Практика работы в дошкольном образовательном учреждении доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Модернизация российского образования актуализирует проблемы дошкольного образовательного учреждения, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Организация и методика исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида N 16 г. Ульяновска в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, с сентября 2010 г. по май 2011 г.
В круг исследования вошло 20 родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи III уровня. Были сформированы две группы, одна из них экспериментальная, которая составляла 10 человек, и контрольная группа, в которую входило также 10 человек.
На первом этапе исследования мы изучили характеристики социальной ситуации развития детей обеих групп.
Нами было проведено три этапа эксперимента:
- Констатирующий,
- Формирующий и
- Контрольный.
Констатирующий эксперимент был проведен с целью анализа знаний родителями особенностей речевого развития детей, изучения педагогической наблюдательности родителей использовались различные приемы:
- Беседы с родителями,
- Анкетирование.
Содержание бесед с родителями посвящались уточнению анамнестических сведений, выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения дома, со сверстниками. В ходе бесед с родителями определяется уровень наблюдательности взрослых по отношению к детям (это обнаруживается в знании ими интересов и индивидуальных особенностей ребенка, его речевых проблем), определяется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому нарушению, компетентность в логопедических знаниях.
Анкетирование родителей проводится для определения сформированности у них представлений об этапах нормального речевого развития детей, возможных отклонениях в этом процессе, выявление основных запросов, предъявляемых работникам дошкольных учреждений, определение форм общения ребенка с родителями и другими взрослыми в составе семьи, а также уточняются наиболее доступные и интересные формы работы взаимодействия логопеда с родителями.
Формирование у родителей детей с речевыми нарушениями готовности к участию в совместной коррекционной работе может проводиться и логопедом, и воспитателем.
В основу методики эксперимента были положены рекомендации, разработанные на кафедре дошкольной дефектологии МПГУ под руководством профессора В.И. Селиверстова, направленные на создание коррекционно-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Данные рекомендации адресованы работникам дошкольного учреждений, а также могут быть использованы для консультативной работы с родителями детей.
В работе логопеда с семьей были выделены следующие основные задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Обучение родителей приемам коррекционно-логопедической работы с последующим контролем за ее осуществлением.
Задачи консультативной работы логопеда, воспитателя, содержание программного материала, формы и приемы работы, а также ожидаемые результаты в виде реализации родителями полученных знаний, сформированных умений и навыков в совместной с логопедом коррекционной деятельности.
Изучив опыт работы логопеда с родителями в дошкольном учреждении, выяснили, что в детском саду работе с родителями уделяется мало внимания и решили систематизировать уже имеющиеся в этом детском саду формы работы по этому направлению, дополнив ее другими традиционными и нетрадиционными формами.
Целью разработанной нами программы является следующее: добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
На следующих этапах работы проводили различные мероприятия, направленные на сплочение и тесное взаимоотношение логопеда, родителей и детей. Родителей привлекали к жизни группы:
- изготовление пособий,
- участие в праздниках,
- участие в семинарах.
Проводили различные мастер-классы: по мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, конкурсы на лучшие пособия и т.д.
В завершение своей работы мы провели повторное анкетирование, которое показало весьма хорошие результаты.
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в сентябре 2011 года, были проанализированы результаты экспериментальной группы родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Для проведения обследования была использована анкета, которую мы разработали на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе логопеда с родителями используются не достаточное количество приемов по формированию тесного взаимоотношения дошкольного учреждения с семьей в вопросах гармоничного развития ребенка.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика при взаимосвязи логопеда с родителями.
Наибольшие трудности возникли у родителей на первых этапах на мастер-классе и семинаре-практикуме, так как эти формы для них были неизвестными, но что, особенно удивило, эти формы работы в дальнейшем оказались более эффективными. Родители с огромным удовольствием выполняли сами артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики и т.д.. На семинарах-практикумах была доброжелательная и непринужденная обстановка, которую создали совместно с родителями, с самого начала на это мероприятие ходило по 4-5 человек, но в течении 2-3 месяцев активными участниками стали и остальные родители. Родители с интересом и особым трепетом готовились к выступлениям, консультировались с воспитателями, психологами и логопедом, что не может не радовать.
Наиболее простым и не менее творческим процессом показалось родителям изготовление развивающей среды для логопедических занятий. Мы раз в месяц собирались в логопедическом кабинете и готовили игры для детей, обсуждали для чего они нужны и как их можно использовать в работе, многие даже делали такие же игры дома, а новые придуманные варианты, приносили и показывали нам на родительских собраниях.
Контрольное анкетирование показало нам достаточно хорошие результаты, родители на высоком уровне были ознакомлены с этапами нормального развития детей, определяли речевое отклонение у своих детей, находили нужный подход к детям, а также в случае затруднения уточняли у логопеда наиболее доступные и интересные формы работы с ребенком. Родители активно вели себя за «круглым столом», на мастер-классах, не стесняясь, задавали различные вопросы.
Таким образом, после проведения работы по формированию компетентности родителей в логопедической работе, можно сделать вывод о том, что работа прошла успешно.
Тураева Кристина Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ д/с № 119,
г. Ульяновск