Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

Аннотация: В статье раскрываются основные направления коррекционной работы по развитию навыков словообразования притяжательных прилагательных. Предложен перспективно-тематический план по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных, с указанием речевого материала. Прилагается примерный перечень дидактических игр с использованием лексического материала по периодам.

Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи в подготовительной логопедической группе.

В последние годы в силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин число детей с проблемами в развитии растёт повсеместно.

Практическое исследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволило выявить своеобразие в развитии лексической и морфологической подсистемы языка.

Наиболее ярко несформированность данных категорий проявилась в процессе овладения словообразовательными навыками.

Однако до настоящего момента данная проблема, несмотря на свою значимость, остается недостаточно изученной.

Особое значение периода активного овладения словообразовательными навыками для последующего речевого и интеллектуального развития заключается в том, что словообразование является особым видом речемыслительной деятельности и отражает объективный уровень когнитивного развития.

В связи с тем, что прилагательные в речи появляются позднее других частей речи, то можно предположить, что словообразование именно прилагательных является показателем сформированности определенного уровня языкового мышления.

При овладении словообразовательными навыками дети с ОНР испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические, которые, по мнению Н.И.Жинкина (1968), возникают вследствие того, что связь между знаком и значением реализуется не в полном объеме, а с утрированием сигнального значения морфемы.

Показательным является тот факт, что к моменту обучения в школе у детей с ОНР, как правило, оказываются недостаточно сформированы навыки словообразования прилагательных (Т.В. Туманова (2001)). Эта особенность речевого развития в процессе школьного обучения пагубно сказывается на грамотности составления и оформления письменных работ, ограничивает словарный запас и осложняет процесс коммуникации.

Все вышеизложенные факты затрудняют образовательный процесс и делают его мало эффективным, что свидетельствует о необходимости более тщательной разработки направлений коррекционно-логопедической работы по формированию данных навыков и на изыскание дополнительных средств стимуляции словотворческой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Мною систематизирован теоретический и практический опыт по развитию навыков словообразования притяжательных прилагательных.

Основные направления коррекционной работы по развитию навыков словообразования притяжательных прилагательных.

Преодоление несформированности навыков словообразования притяжательных прилагательных осуществляется при прохождении программы коррекции ОНР, в тесной взаимосвязи с развитием всех компонентов языковой системой, но особенно с обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя.

Задачи коррекционно-логопедической работы

1. Учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем.

2. Сформировать обобщенное представление о морфеме.

3. Упражнять детей с ОНР в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими так и с фонетическими правилами.

4. Закрепление полученных навыков словообразования притяжательных прилагательных в контекстной речи.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять внимание организации системы продуктивных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего и сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений при прохождении лексических тем коррекционно-развивающей программы для дошкольников с ОНР.

Можно выделить три этапа (по исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой) (2001) логопедической работы по формированию словообразовательных навыков притяжательных прилагательных.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание основных направлений

I. Содержание I этапа логопедической работы:

Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ-

Речевой материал:

- мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

II. Содержание II этапа логопедической работы.

Словообразование с использование суффикса –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рысий.

III. Содержание III этапа логопедической работы.

Словообразование с помощью суффикса –j- и с чередование в корне.

Речевой материал:

- волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Работа над словообразовательными суффиксами осуществляется в следующей последовательности:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим суффиксом по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого суффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания суффикса.

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в 2-х планах:

а) сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению;

б) сравнение родственных слов (мотивирующие и производные), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Итак, с учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе слов-признаков, формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных оптимальнее осуществляется в соответствии с предложенными этапами.

Примерное распределение речевого материала в сетке перспективно-тематического планирования преодоления ОНР в подготовительной логопедической группе

Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной (1993) предполагает поэтапное овладение словообразовательными навыками притяжательных прилагательных.

Эта деятельность тесно переплетается с усвоением лексической темой и наполняет процесс словообразования прилагательных конкретным содержанием.

На основании программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной (1993) было разработано примерное перспективное (понедельное) распределение речевого материала в течение учебного года в подготовительной к школе логопедической группе.

При составлении перспективного плана учитывались:

а) Периоды обучения:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь);
II период (декабрь, январь, февраль);
III период (март, апрель, май)

б) Последовательность работы над словообразовательными суффиксами:

I этап.

Словообразовательные притяжательные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ-.

II этап.

Словообразование притяжательных прилагательных с использованием суффиксов –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

III этап.

Словообразование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – j- и с чередованием в корне.

в) последовательность прохождения лексических тем по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (1993), которые подобраны с учетом речевых когнитивных возможностей детей III уровня речевого развития. В соответствии с программными требованиями на ознакомление с одной темой отводится неделя, поэтому весь предложенный речевой материал распределяется понедельно.

По утверждению Л.С. Выгодского (1934) у детей старшего дошкольного возраста преобладающей является игровая мотивация. На основании этого факта предлагается преподносить речевой материал и закреплять полученные словообразовательные навыки в игровой форме, поэтому каждому образовательному периоду соответствует примерный перечень дидактических игр с использованием лексического материала.

Скачать

Дидактические игры для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных

I период обучения

Дидактическая игра «Чья? Чьи?»

Перед детьми располагается сюжетная картина, на которой нарисованы члены семьи. Из «волшебной коробочки» логопед достает предметые картинки с изображением одежды, обуви, а дети определяют, чья она.

Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?»

Образец ответа:

Чья кофта?

– это мамина кофта;
- это бабушкина кофта;
- это дедушкина кофта.

Чей свитер?

– это свитер папин;
- это свитер дядин.

Чей ботинок?

– это папин ботинок;
- это дедушкин ботинок;
- это дядин ботинок.

Чей сапог?

– это мамин сапог.

Чья юбка?

– это бабушкина юбка;
- это тетина юбка.

Дидактическая игра «Шаловливый ветер»

Детям предлагается сюжетная картина, на левой половине которой нарисована семья, а на правой – головные уборы членов семьи.

Инструкция: Посмотри на головные уборы и определи, чьи они.

Это папина шляпа.
Это дедушкина фуражка.
Это бабушкин платок.
Это мамина шляпа.
Это девочкина панама.

Дидактическая игра «Чей клюв?»

Детям предлагают предметные картинки с изображением перелетных птиц.

Инструкция: Чей клюв у лебедя?

У лебедя клюв – лебединый?
У утки клюв – утиный?
У гуся клюв – гусиный?
У соловья клюв – соловьиный.

Дидактическая игра «Чья шерсть?»

Инструкция: Это лошадь. Чья у лошади шерсть?

У лошади шерсть лошадиная.
У осла шерсть ослиная.

Дидактическая игра «Чей дом?»

Предварительно детям читают сказку «Кошкин дом».

Инструкция: Если дом построила кошка, то дом чей?

Образец ответа: «Если дом построила кошка, то это кошкин дом».

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Инструкция: Послушай вопрос. Ответь на него.

Если тигр рычит, то рычанье чье? Тигриное.
Если мышка пищит, то писк чей? Мышиный.
Если ежик пищит, то писк чей? Ежовый.
Если слон кричит, то крик чей? Слоновый.
Если лось кричит, то крик чей? Лосиный.

Дидактическая игра «Чье крыло?»

Инструкция : У гуся крыло гусиное,

Чье крыло у утки?
У курицы?
У индюка?

Дидактическая игра «Про что можно сказать …»

Ребенку предлагаются изображения различных частей тела (голова, ухо, нос, лапа) одного и того же животного, например медведя.

Инструкция: «Про что можно сказать медвежья?» (медвежье, медвежий, медвежьи).

II период обучения

Дидактическая игра «Чей корм?»

Инструкция: Корова любит есть силос. Значит силос это чей корм? Коровий.

Баран любит есть сено. Значит сено это чей корм? Бараний.
Коза любит есть ветки. Значит ветки это чей корм? Козий.

Дидактическая игра «Чей след?»

Инструкция: Если след оставила лиса, то след чей? Лисий.

Если след оставил кабан, то след чей? Кабаний.
Если след оставила рысь, то след чей? Рысий.

Дидактическая игра «Чей плавник?»

Инструкция: У рыбы плавник чей? Рыбий.

У акулы плавник – акулий.
У кита плавник – китовый.
У дельфина плавник – дельфиний.

Дидактическая игра «Угадай, кто хозяин?»

Инструкция: Ответь на вопрос: «Чей рог?»

Рог лося (чей?) – лосиный,
Рог коровы (чей?) – коровий,
«Чье ухо? (уши), чьи?»
Ухо медведя (чье?) – медвежье (медвежьи)
Ухо зайца (чье?, чьи?) – заячий (заячьи)

Лото «Чей хвост, Чья голова?»

Четверым детям раздаются предметные картинки:

- тигр, лев, верблюд.

У логопеда картинки с изображением частей тела этих животных.

Взрослый показывает картинку, а ребенок, соотнося ее с целым изображением, называет часть тела.

Инструкция № 1: Чей это хвост?

Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний) хвост.

Инструкция № 2: Чья это голова?

Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

«Что забыл нарисовать художник?»

Инструкция: Посмотри на картинку с изображением животных. Скажи, какую часть тела животного не дорисовал художник. Дорисуй, сопровождая речью.

Я рисую собачью лапу (медвежий хвост, коровий рог, кошачьи уши и т.д.).

III период обучения

Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Образец ответа: «Хвост у зайца – заячий».

Вот на дереве висит серенький, пушистый хвост белки.
Чей это хвост? (Беличий)
Под дуплом лежит коричневый хвост медведя.
Чей это хвост? (Медвежий)
В чаще леса нашелся хвост волка.
Чей это хвост? (Волчий)
Во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы.
Чей это хвост? (Лисий)
А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки.
Чей это хвостик? (Мышиный)

Дидактическая игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей тела (голова, хвост).

Инструкция: Назови правильно, чья это голова, хвост или ноги.

Образец ответа: «У меня на картинке заячья голова»

«У меня на картинке лисий хвост»

Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье?»

Инструкция: Посмотри на птицу и скажи, чьи это части тела.

У птицы голова чья? (птичья?)
У птицы перо чье? (птичье)
У птицы крыло чье? (птичье?)
У птицы лапы чьи? (птичьи)

Дидактическая игра «Чье гнездо, чьи перья?»

Инструкция № 1: У грача гнездо грачиное,

- назови, чье гнездо у журавля?
- скворца?

Инструкция № 2: У глухаря перо глухариное,

- а чье гнездо у сокола?
- ястреба?

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Инструкция: Назови, чье жилье.

нора (чья?) – лисья нора
берлога (чья?) – медвежья берлога
логово (чье?) – волчье логово
гнездо (чье?) – птичье гнездо.

Таким образом, содержание основных этапов формирования навыка словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР отражает время появления в онтогенезе словообразовательных аффиксов, частотность, семантическое значение и способствует развитию лексико-грамматического строя.

Обобщая вышеизложенное, отметим основные аспекты в работе по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР:

1. Логопедическая работа по коррекции навыков словообразования прилагательных у детей с речевой патологией реализуется с учетом общедидактических и специфических принципов работы.

2. В зависимости от структуры дефекта определены направления работы по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных:

- развитие навыков словообразования с использованием продуктивных суффиксов;
- развитие словообразовательных навыков с использованием непродуктивных суффиксов.

3. Логопедическая работа по реализации вышеизложенных направлений осуществляется в тесной взимосвязи с процессом обогащения словаря и развитием грамматического строя речи (данная специфика обусловлена структурой дефекта детей с ОНР).

Сахтерова Наталия Николаевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №3,
г.о. Чапаевск Самарской области

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бессонова Т.Н., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию детей. – М., АРКТИ, 1999 – 64 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дом.пед.и псих-я», — 2-е изд. – М., Просвещение, 1981 – 255 с., ил.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: кн. для родителей, учителей, детей, — 2-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1994 – 400 с., ил.
4. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. 1996. 4 I.
5. Гвоздев А.А. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. – Саратов, 1981. – 193 с.
6. Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984 – 316 с.
7. Детская речь: норма и патология. /Под ред. Винарской Е.Н., Сахарного Л.В., Цейтлин С.Н., Чаладзе Е.А. – Самара; 1996. – 135 с., ил.
8. Детская речь: норма и патология /Под редакцией Е.А.Чаладзе, Н.И.Буковцовой, А.М.Горчаковой. – Самара, 2002. – 128 с.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: сб. методических рекомендаций. – 240 с. – Спб.
10. Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М. Высш.шк. 1990. – 424 с.
11. Дошкольник: обучение и развитие /Под ред. Белкиной В.Н., Васильевой Н., Елкиной. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с., ил.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дом.: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. – М: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
13. Жинкин Н.Н. Психологические основы развития речи II в защиту живого слова. – М., 1966 – 106 с.
14. Земская Е.А. Современный рус.яз. Словообразование. Учеб.пособие для студентов пед.инт-тов. М.: Просвещение, 1973. – 342 с.
15. Козырева А.И. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с. ,ил.
16. Кондратенко Н.Ю. Проблема усвоения системы лексических знаний у дошкольников с ОНР, отражающих их эмоциональное состояние.
17. Ковшиков В.А. Экспрессивная моторная алалия. Л., 1983. 93 с.
18. Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001 – 224 с., ил.
19. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения II семантическая структура слова. – М., 1971 – 236с.
20. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец.» Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред.Л.С. Волковой. – М.; Просвещение, 1989. – 528 с., ил.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб; Союз, 2001. – 186 с.
22. Лопухина И.С. Логопедия, 550 заним. упр-й для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.; Аквариум, 1955. – 384 с., ил.
23. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в д.с.» / Сост.Русенкова Л.В. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
24. Миклеева Н.В. Развитие языковой способности у детей с ОНР // Дефектология — 2001. — № 2.
25. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова – Давид. М.; Просвещение, 1972. – 232 с., ил.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-метод.пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М: Ин-т общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002 – 256 с.
27. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 299 с.
28. Проблемы интеграции в современном образовании: сборник научных трудов / Под ред. Л.М. Кузнецовой, В.А.Хенкина. – Самара, 2001. – 401 с.
29. Ремезова Л.А. Требования к курсовым и дипломным работам по специальной педагогике. Методические рекомендации для студентов. – Самара. 2003. – 37 с.
30. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.Рус. яз.1985. – 704 с.
31. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
32. Слобин Д., Трин Д.Ж. Психолингвистика. М., 1976 – 234 с.
33. Современный русский язык / Тихонова Р.И. Кузнецова Л.М. Самара, Сам. ГПИ. 1992. – 400 с.
34. Современный русский язык. Словообразование / Под ред. Земской Е.А. М. 1979. – 384 с.
35. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.МОДЭК, 2002. – 224 с.
36. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. Академия, 2002.- 312 с.
37. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М., Просвещение, 1976. – 111 с.
38. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях специальной группы детского сада для детей с ТНР. – СПб., Детство – Пресс, 202. – 80 с.
39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. – М., Гном и Д., 2001. – 144 с.
40. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит., СПб., Акцидент, 1997. – 112 с.
41. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грам. пред-й. Сборник упражнений и методических рекомендаций для занятий с дошкольниками. – М., Гном и Д., 2001. – 48 с.
42. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР // Дефектология – 2001. — № 4.
43. Ушаков Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970, 210 с.
44. Фотекова Т.А. Тестовая методика устной речи младших школьников. – М., Аркти, 2000. – 56 с., ил.
45. Филичева Т.Б., Ширкина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец.д/с : в 2 ч. 4.1. Первый год обучения. 4.2. Второй год обучения. М., Альфа, 1993. – 37 с.
46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учеб.-метод. пособие. – М., Гном – пресс, 1999. – 80 с.
47. Фронтальные лог. занятия в под. гр. для детей с ФФН. Пособие для логопедов. – М., Гном-пресс., новая школа, 1998. – 240 с.
48. Филичева Т.Б., Соболева. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, Арго, 1996. – 80 с.
49. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999. – 560с.
50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., Владос, 2000. – 240 с.
51. Цейтлин С.Н.Маленькие лингвисты //Дошкольная педагогика – 2001. — №3, №4.
52. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – 380 с.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.