В характеристике на ребенка для ПМПК указывается, с какого времени ребенок посещает детский сад, откуда поступил (из семьи, из другого дошкольного учреждения).
Педагогическая характеристика на ребенка для ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) раскрывает особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения программы детского сада. При этом воспитатель отмечает:
- Насколько ребенок проявляет интерес к занятию;
- Какие виды работ вызывают наибольшие трудности;
- Насколько ребенок усидчив во время занятий;
- Как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;
- Насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;
- Как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений;
- Какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач.
Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжетно-ролевая, игра-драматизация и так далее, важно оценить:
- Может ли ребенок организовать подобные игры;
- Какую роль при этом отводит себе;
- Может ли регулировать игровые отношения вербаль-но (т.е. с помощью речи);
- В какой степени необходима помощь со стороны взрослых;
- Каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);
- Использует ли предметы-заместители;
- Предпочитает играть один или с товарищами;
- Играет молча или оречевляет выполняемые действия;
- Каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр.
Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает:
- Активность ребенка на прогулке,
- Степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке,
- Особенности ребенка в процессе приема пищи (не поперхивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.).
- Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон.
Такая подробная педагогическая характеристика на ребенка позволяет спрогнозировать оптимальную адаптацию ребенка к новым условиям и безболезненное вхождение в новый коллектив.
Ткачева Марина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ ЦРР — детский сад №135,
г. Тверь