Игра для развития фонематических процессов

Игра «Помоги лягушке добраться до кочки» для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время многие дети, поступающие в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения.

Уровень усвоения учебного материала данной группой учащихся весьма низок из-за наличия проблем в развитии фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи.

Одним из основных условий успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит достаточно высокий уровень развития фонематических процессов еще в старшем дошкольном возрасте.

Фонематические процессы – это фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления, поскольку они являются сложной аналитическо-синтетической функцией и являются процессами умственного действия.

Фонематический анализ – это действия, связанные:

- с определением того, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове,
- с установлением различительной функции фонем,
- с выделением основных фонематических противопоставлений, свойственных данному звуку

«Фонематический синтез», как таковое понятие в специальной литературе не встречается. Психология рассматривает анализ и синтез как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции.

Так как анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. Значит, «фонематический синтез» — это процесс объединения звуков в слог или слово.

«Фонематические представления» в психологической литературе понимается наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Можно предположить, что фонематические представления в свою очередь являются сформированными во внутреннем плане звуковыми образами слов. То есть фонематические представления являются сформированными, если человек может в соответствии с этим образом назвать как слова на определенный звук, так и слова с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции.

Наряду с традиционными игровыми приемами для развития фонематических процессов, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня, использую разработанные мной игры.

Детям, которые уже знакомы с основами грамоты, предлагаю игру «Помоги лягушке добраться до кочки». Отправляясь в увлекательное путешествие по «звуковому болоту» вместе с лягушкой, ребята закрепляют навыки подбора слов с заданным звуком и навыки определения количества звуков в слове.

Игра: «Помоги лягушке добраться до кочки»

Игра для развития фонематических процессов

Цели:

1. Закрепление навыков подбора слов на заданный звук и определения количества звуков в слове.

2. Автоматизация поставленных звуков в словах.

Ход игры:

В игре могут участвовать несколько человек (2-3).

Играющий получает фишку, при помощи которой осуществляются ходы по «звуковому болоту».

Игра начинается со стартовой кочки. Каждый ребенок придумывает слово, начинающееся на звук А.

Последовательность первого хода начинается по считалке.

Дидактическая игра для развития фонематических процессов

Следующие ходы дети делают по очереди (учитывается быстрота выполнения задания).

В качестве модели звука выступают буквы, окрашенные в знакомые детям цвета — красный, синий и зеленый.

Прочитав букву, ребенок определяет, с какого звука должно начинаться его слово.

Для дальнейшего продвижения по кочкам, он должен придумать слово с заданным звуком, предварительно просчитывая количество звуков в слове, соответственно и ходы.

Кто быстрее доберется до кочки, с наименьшим количеством остановок, тот выигрывает.

Семушева Мария Семеновна,
учитель-логопед 1 кв.кат.,
МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница»,
г.Нижневартовск, Тюменская обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,75 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.