Игры по формированию грамматических категорий, отражающих пространственные отношения

Для дошкольников с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщённого образа осваиваемого пространства и обозначение его словом (вербализация пространства).

Наиболее успешно освоение детьми грамматических категорий, отражающих пространственные отношения, осуществляется в дидактических играх и упражнениях.

Предлагаемые игры могут быть использованы в двух вариантах: развивающем и коррекционном.

Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа).

Второй вариант ориентирован непосредственно на коррекционно-развивающую работу в рамках начального обучения в массовых общеобразовательных школах.

Для детей с выраженными нарушениями речевого развития данный комплекс является коррекционно-развивающим, пропедевтически необходимым для подготовки их к овладению программой обучения.

Игры по формированию грамматических категорий, отражающих пространственные отношения, у детей со сложным дефектом развития (нарушение зрения и речи)

Игры и упражнения можно использовать на различных занятиях, во время проведения динамических пауз, в играх, на прогулке, в свободной деятельности.

Прогнозируемый результат

Дети со сложным дефектом развития (нарушение зрительной функции сочетается с речевым дефектом) приобретают умение:

- ориентироваться в схеме собственного тела (по вертикальной и горизонтальной оси);

- осуществлять действия с предметами по словесной инструкции педагога, содержащей предлог, который обозначает: место действия, направление пространственного движения,место перемещения;

- употреблять в собственной речи предлоги с пространственным значением.

У детей формируются представления: об «эталонных» направлениях в пространстве: «выше — ниже», «на-зад — вперёд», «правый — левый»; и представлениями об основных направлениях пространства.

Ребёнок при построении предложно-падежной конструкции с пространственным значением выбирает предлог, который в сочетании с флексией будет правильно и наиболее точно передавать пространственные отношения между предметами в данной логико- грамматической ситуации.

Игры, формирующие представления о пространственных отношениях

Программное  содержание

Методические

приёмы

Игры и  упражнения

Примечания

Формированиеу ребёнка схемы собствен­ного тела по вертикальной оси.

 

 

 

Уточнение   и закрепление   названий частей тела, и их взаиморасположение

в процессе овладения пространством тела.

 

 

Понимание  детьми

направлений:  внизу, вверху,

снизу   вверх,

сверху     вниз.

 

 

 

 

 

 

 

Употребление детьми слов

(ниже, выше).

 

 

 

 

 

 

 

Употребление слов: вниз, вверх,

снизу вверх,

сверху вниз.

Проводятся  игры  на анализ расположения частей тела по  параметрам: выше всего,  ниже всего, выше, чем, ниже, чем.     Используются вопросы:-Что находится над?

- Что находится под?

Ребёнок рассматривает себя в зеркале, взрослый просит показать лоб, нос, губы, щёки.

«Покажи, где у тебя голова, ноги и т.д.» (голова вверху, ноги внизу) «Что всегда находится высоко, низко»,

задание «Ладошка едет»,

«Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

Логопед звенит колокольчиком, ребёнок указывает направления: «Колокольчик звучал  внизу,  а теперь – наверху».

 

Предлагается  детям  расставить игрушки на полки. «Какие игрушки наверху, какие внизу».

«Где находится  Смешарик?

Где кукла Барби?»

 

 

На карточке – кукла. Ребёнок ощупывает её по инструкции логопеда:

- Где голова? (ребёнок ощупывает и говорит: «Голова наверху, ноги внизу».

- Что ниже головы?

-Что выше туловища?

На карточке – пирамидка.  «Где находится самое маленькое кольцо? Самое большое».

«Сосчитай кольца по направлению сверху вниз  (снизу вверх).

Педагог, а затем и ведущий  считает кольца пирамиды по указанному на карточке  направлению (направление указывается стрелочкой) то в верно, то допускает ошибку. Дети внимательно наблюдают и оценивают работу.

«Покажи голову,  плечи (шею, грудь, локоть, ноги.)»«Что выше рта? (носик  — выше рта, живот выше ног)».

 

«Ладошка путешествует»

 

 

 

«Оденем куклу на прогулку»

 

 

«Где звучит бубен?»

«Где звучит колокольчик?»

 

«Наведём порядок»

«Покажи кукле игровой уголок»

«Назови все игрушки выше (ниже)  кубика  »

 

 

 

 

 

Игра «Узнай на ощупь».

«Кто спрятался»

 

Перечили всё, что выше животика.

«Большие и маленькие»

«Сколько колец?»

«Где малыши?»

 

 

«Правильно ли  сделано?»

 

Эта очерёдность в усвоении предлогов объясняется тем, что пред­логи над и под передают вертикальные пространственные отношения, ко­торые легче всего воспринимаются детьми. 

Работа проводится в отношении характеристик частей лица (перед зер­калом), а затем анализируется положение других частей тела, (рук, ног, непосредственно тела) через движения, прощупывания (на уровне так­тильных ощущений), а после с закрытыми глазами.

Использование  других  направлений  на этом этапе нежелательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На данном этапе карточки прикрепляются на магнитную доску или другую вертикальную поверхность.

 

При ощупывании предметов на карточках  ребёнок работает стоя у доски с закрытыми глазами (можно использовать  повязку).

 

 

Карточки находятся на вертикальной поверхности (доска, фланелеграф, подставка).

 

Эта игра направлена на активизацию внимания.

Дети оценивают работу педагога или сверстника фишками.

1. Дети должны уметь ориентироваться в схеме собственного тела.

2. Дети должны понимать предлоги над, под, передающие вертикальные пространственные отношения.

3. Дети выполняют инструкции, содержащие слова: вниз, вверх, снизу вверх, сверху вниз.

Игры по формированию представлений о взаимоотношениях объектов по горизонтальной оси

Программное  содержание

Методические

приёмы

Игры и упражнения

Примечания

Формирование  пространст-венного представления впереди и усвоение  связанного с ним предлога перед. 

 

Введение предлога перед,      а затем и его пары-  предлога за.

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление детьми предлогов

перед, за,

над, под.

 

 

 

«Покажи свою грудь (живот). Покажи  грудь куклы. Где находится грудь? (впереди)», «У тебя на шортах есть карманы, где они находятся? (сзади)».«Назови соседа, стоящего впереди (сзади)», «Кто стоит впереди». Эти игры проводятся    на занятиях во время динамической паузы.

Вместе с детьми  рассматриваются иллюстрации к русской народной сказке «Репка», уточняется местонахождение героев сказки.

Например: «Где стоит бабка?» (за дедкой).  «Кто перед бабкой?», «Кто стоит впереди кошки?». Рассматривая картинку, ребёнок  называет героя сказки.

Выполнение различных действий по просьбе логопеда (ребёнка).

«Коля за Леной, Рита за Колей».

«Встань за Сашей, а потом наоборот». Ребёнок выполняет инструкцию и комментирует: «Я сначала встал за Сашей, а потом я оказался перед ним»

 

Дети рассматривают картинку и внимательно слушают педагога или ребёнка, который называет местоположение героя.

Заметивший ошибку и исправивший её, выигрывает.

«Покажи»«Оденем малыша»

«Одеваемся сами»

«Кто стоит впереди»

Игра «Не зевай, соседей называй»

 

 

«Кто за дедом,  кто за внучкой»

«Кто убежал и  где он стоял?»

«Кто где стоит»

«Встань перед Катей»

«Встань за Колей»

«Кто перед Мишей»

«Назови того, кто перед (за) тобой»

«Построение по схеме»

«Слушай, выполняй, рассказывай»

«Сделай так, а потом наоборот»

 

 

«Правда или шутка»

 Начинается данный этап на уровне овладения схемой собственного тела, а затем продолжается на уровне представлений о взаимоотношениях объектов и тела.Необходимо помнить о том, что момент перехода от вертикальной оси к горизонтальной является одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями и представляет для детей большие трудности.

 

 

 

 

 

(дети комментируют своё положение относительно сверстника)

 

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и на правильное употребление знакомых предлогов:

над,    под,  перед,  за,

а также на закрепление ранее усвоенных представлений: выше, ниже, над, под, перед, за.

1. У детей должны быть сформированы пространственные представления по горизонтальной оси (впереди — сзади).

2. Дети должны понимать предлоги «за» и «перед».

Тихонова Татьяна Григорьевна,
учитель-логопед МБОУ «Начальная школа
детский сад компенсирующего вида № 1» г. Воркуты

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.