Аннотация: Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно- педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.
На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся:
- аромотерапия,
- пескотерапия,
- воскотерапия,
- хромотерапия,
- пуговичная терапия,
- су-джок терапия.
Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания.
Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: пескотерапию, пуговичную терапию, а также использовать дидактические игры, изготовленные из бросового материала.
Эти игры я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на разных этапах: для проведения артикуляционной или пальчиковой гимнастики, для автоматизации и дифференциации звуков, для формирования связной диалогической и монологической речи, для обогащения словаря, для формирования лексико- грамматических категорий и развития фонетика- фонематических процессов.
Почему же я обратилась к бросовому материалу?
- Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой.
- Во-вторых: все предметы до боли знакомы как взрослым так и детям.
- В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.)
- И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога.
Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением.
Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей.
То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста.
От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения. В шесть- семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка.
Я познакомлю вас с дидактическими играми и пособиями, которые были изготовлены из бросового материала как совместно с детьми, так и лично мною.
«Весёлый Клёпа»
Цели: развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Использую во время показа нового артикуляционного упражнения. В дальнейшем дети играют с Клёпой самостоятельно, отрабатывая артикуляцию.
«Волшебная поляна»
Цели: способствует развитию мелкой моторики, связной речи, словообразованию.
Отрабатываются предлоги, падежные формы личных местоимений, временные представления.
«Юные шифровщики» (принцип игры «Морской бой»)
Цели: развитие логического мышления и воображения; формирование звуко-буквенного восприятия, координации и зрительной ориентации.
Используются буквы, цифры, предметы-заменители, предметные картинки, пиктограммы. В начале обучения педагог помогает детям в пиктографировании, затем сами придумывают символы к предметам, их действиям. Зашифровать можно слово, фразу, предложение, пословицу, чистоговорку, загадку и т.д. Уровень сложности задания определяется возрастными и умственными способностями ребёнка.
«Теремок с секретом» (секрет в дополнительных балкончиках)
Цели: формирование звуко-буквенного анализа слова; формирование слогового анализа слова; обучение послоговому чтению; закрепление визуального образа букв.
Мария Валентиновна Тайницкая,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 587 ДО №1,
г. Москва