Картотека индивидуальных логопедических занятий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков
Предлагаю вниманию логопедов картотеку индивидуальных занятий с детьми с ОНР. Картотека предназначается для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия комплексные и охватывают все разделы логопедической работы с детьми.
Звук [Ш]
Занятие № 1
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
2. Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
3. Постановка звука [Ш]
4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)
Утка — , утюг — , улитка — , улица — ;
Антенна — , арбуз — , аптека — , ананас — ;
Ива — , индюк — , иволга — , игрушка — ;
Обруч — , Оля — , ослик — ,
6. Слоговая структура слов (игры)
7. Игра «Внимательные ушки» — выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:
И,О,А,О,У, Ы
А,И,Ы,О,У,А
О,Ы,У,И,О,А
У,О,Ы,И,А,У
8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Звук [Ш]
Занятие № 2
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».
2. Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
3. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».
4. Постановка звука [Ш]
5. Игра «4 лишний» ( по теме недели).
6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов
7. Развитие связной речи — пересказ рассказа «Овощи»
8. Слоговая структура (игры)
9. Игра «Найди отличия»
Звук [Ш]
Занятие № 3
1. Звук [Ш] –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.
2. Слоги и слова:
Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов
Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шёпот
Ша-ша-ша— — шахматы шо-шо-шо – шок
Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба
Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка
Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум
3. Слоговые ряды:
Ша-шо-шу-ши шу-ши-ша-шо
Шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу
4. Слова и предложения
а) Маша наши
Даша ваши
наша уши
каша шея
б) Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.
5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.
6. Игра «Запомни, повтори»
Шапка – шуба – шиповник – шёпот
7. Игра «Назови ласково»: Маша — , Саша — , Даша — ,
Звук [Ш]
Занятие № 4
1. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)
2. Слоги и слова:
Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка
Аш-аш-аш – наш уш-уш-уш – ушки
Аш-аш-аш – башня уш-уш-уш – пушка
Аш-аш-аш – кашка иш-иш-иш – мишка
Ош-ош-ош – кошка ыш-ыш-ыш – мышка
Ош-ош-ош – мошка ыш-ыш-ыш – пышка
3. Слоговые ряды:
Аш-ош-уш-ыш уш-ыш-аш-ош
Ош-уш-ыш-аш ыш-аш-ош-уш
4. Выбор слов со звуком [Ш] из рассказа «Кошка и мышка».
Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
5. Слоговая структура слов (игры)
6. Звуковой анализ: АШ, ОШ, УШ, ЫШ
7. Игра «Один и много» (слова со звуком [Ш])
8. Игра «Назови ласково»: машина — …, шишка — …,
9. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.
Звук [Ш]
Занятие № 5
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)
4. Слоговые ряды:
Шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк
Шко-шку-шки-шка ошк-ушк-ишк-ашк
Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ошк
Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ошк-ушк
5. Заучивание скороговорки:
«Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит»
6. Подбор предметов к признакам:
Плюшевый плюшевая плюшевое
Пушистый пушистая пушистое
7. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)
8. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)
9. Слоговая структура (игры)
10. Игра «Запомни-повтори)
Каша – машина – шишка – кукушка
Мышка – кошка – шапка – пушка
Мошка – уши – Даша – Саша
Дифференциация [С]-[Ш]
Занятие № 1
1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение)
2. Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.
3. Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.
4. Слоговые ряды:
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-са са -ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы
5. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»
(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)
6. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».
7. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.
8. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)
9. Слоговая структура слов (игры)
10. Связная речь – составление предложений из з-х слов
(схема предложений)
Дифференциация [С]-[Ш]
Занятие № 2
1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение)
2. Игра «Наоборот»
а) слоги: са-са-са — ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со - ош-ош-ош –
су-су-су - уш-уш-уш –
сы-сы-сы - иш-иш-иш –
б) слова: уши – усы вас – ваш
шутки - посол –
кашка - масса –
Машка - Сашка –
Мишка - саман –
шины - басня –
наш - мыс –
3. Заучивание чистоговорки:
«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»
4. Подбор признаков и действий на звуки [С]-[Ш] к предмету:
Кошка
Большая спешит
Пушистая дышит
Смешная шалит
Ушастая спит
Плюшевая ест
5. Звуковой анализ: шуба, сады
6. Игры «Один-много».
Дифференциация [С]-[Ш]
Занятие №3
1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение).
2. Слоговые ряды:
Сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн
Сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн
Сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн
Сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн
Шна-шно-шну-шны ашн-ошн-ушн-ышн
Шно-шну-шны-шна ошн-ушн-ышн-ашн
Шну-шны-шна-шно ушн-ышн-ашн-ошн
Шны-шна-шно-шну ышн-ашн-ошн-ушн
3. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.
4. Выделение из рассказа слов
- со звуком С;
- со звуком Ш.
5. Отгадывание загадок — описаний о перелетных птицах.
6. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):
сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.
Звук [Ж]
Занятие № 1
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
2. Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
3. Постановка звука [Ж]
4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)
Стол — …, диван — …, кровать — …, шкаф — … и т.д.
6. Слоговая структура слов (игры)
7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
8. Связная речь : игра «Собери цветок»
9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Звук [Ж]
Занятие №2
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
2. Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
3. Постановка звука [Ж]
4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
5. Игра «Назови ласково»
Стакан — …, ложка — , чашка -…
6. Слоговая структура слов (игры)
7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
9. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба
10. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Звук [Ж]
Занятие №3
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
3. «Сказка о весёлом язычке».
4. Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)
5. Слоговые ряды:
Жа-жа – жа-жа-жа жа-жо-жу-жи
Жо-жо – жо-жо-жо жо-жу-жи-жа
Жу-жу – жу-жу-жу жу-жи-жа-жо
Жи-жи – жи-жи-жи жи-жа-жо-жу
6. Слова:
Жаба жёлудь жук
Кожа жёлтый ежи
Лужа флажок ужи
Лежать снежок лыжи
Ножи лужок скажи
7. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)
8. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)
- Женя побежал к лесу и увидел …
- Он подбежал поближе к …
- От Жени убежали в глубь леса …
- Женя обежал всю опушку и не нашел …
Женя очень жалел, что не может показать , где живут …
9. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ж])
10. Игра «Запомни – повтори»
Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.
Звук [Ж]
Занятие № 4
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Самомассаж кистей и пальцев рук
3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»
4. Звук Ж – Ж – Ж (длительное произнесение).
5. Слоговые ряды:
Жма – жмо – жму – жмы ажм – ожм – ужм – ыжм
Жмо – жму – жмы – жма ожм – ужм – ыжм – ажм
Жму – жмы – жма – жмо ужм – ыжм – ажм – ожм
Жмы – жма – жмо – жму ыжм – ажм – ожм – ужм
6. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. [Ж])
7. Заучивание – «Жук»
Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему поможет.
8. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.
9. Подбор признаков и действий к предмету
Жук
Маленький летит
Жужжащий сидит
Живой жужжит
10. Звуковой анализ (схема) — жук .
11. Игра «Телеграф» — деление слов (по теме недели) на слоги.
Звук [Ч]
Занятие № 1
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
2. Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»
3. Постановка звука [Ч]
4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
5. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)
6. Слоговая структура слов (игры)
7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)
8. Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.
9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Звук [Ч]
Занятие №2
1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».
2. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.
3. Постановка звука [Ч].
4. Звукоподражание:
как чикают ножницы: чик-чик-чик
паровоз: ч-ч-ч-ч-ч
вагоны: ч-ч-ч-ч-ч
5. Повтори за мной:
Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.
Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.
6. Слоговая структура слов (игры)
7. Связная речь – выучить диалог: «В магазине»
-Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.
-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.
-Пятачок и пятачок… — Нате, гривенничек.
8. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи
9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
Звук [Ч]
Занятие №3
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
3. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)
4. Повтори чистоговорки
Ча-ча-ча в комнате свеча
Чу-чу-чу молоточком я стучу
Чо-чо- чо у меня болит плечо
Чи-чи-чи у меня ключи
Чок-чок-чок у нас пятачок
Ач-ач-ач дайте мне калач
Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.
5. Игра «Раздели слова на слоги» — тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.
6. Игра «Скажи ласково»
Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка
7. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ч])
8. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.
9. Буква Ч. Читать слоги.
Звук [Ч]
Занятие №4
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
3. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.
4. Ответить на вопросы полным предложением:
-Чем отпирают замок?
-Что пьют из чашки?
-Когда светит луна?
-Кто учит учеников в школе?
-Кто приносит газеты и письма?
5. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».
6. Игра «Скажи ласково»
Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка — …
7. Запомни и назови ряды слов:
Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка
8. Выучить загадку:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу
(поезд)
Звук [Ч]
Занятие №5
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.
3. Д/игра «Звук заблудился»
На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
Синее море пере нами
Летают майки (чайки) над волнами.
4. Звуковой анализ слов: мяч, часы
5. Запомни и назови ряды слов:
Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка
6. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.
7. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
(поезд)
Звук [Щ]
Занятие №1
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Звук Щ (многократное произнесение)
3. Слоги и слова
Ащ-ащ-ащ – плащ
Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь
Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ
Ящ-ящ-ящ – хрящ
Ющ-ющ-ющ- плющ
4. Слоговые ряды
Ащ-ощ-ущ-ищ ущ-ищ-ащ-ощ
Ощ-ущ-ищ-ащ ищ-ащ-ощ-ущ
5. Слова:
Борщ, клещ, прыщ, мощь
Хищный, хищник, товарищ
Мощный, овощной, сведущ
6. Чистоговорка
Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ
Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ
Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ
7. Звуковой анализ слов: щука, щит
8. Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)
9. Подбор предметов к признакам:
Хищный хищная хищное
Мощный мощная мощное
Овощной овощная овощное
10. Печатание буквы Щ, слогов, слов.
Звук [Щ]
Занятие №2-4
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Звук Щ (многократное произнесение)
3. Слоги и слова
Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать
Щи-щи-щи — щит, ищи
Щу-щу-щу – щука, щупальцы
Щё-щё-щё – щётка, щёки, ещё
Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок
4. Слоговые ряды
Ща-що-щу-щи
Що-щу-щи-ща
Щу-щи-ща-що
Щи-ща-що-щу
5. Слова:
Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка
6. Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)
7. Звуковой анализ слов: щука, щит
8. Заучивание скороговорки:
«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
«Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»
9. Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание ЩА, ЩУ.
10. Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука — …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…
Кривошеева Ирина Владимировна
учитель-логопед МБДОУ №1
г. Курганинска Краснодарского края
Спасибо. Прекрасный материал, особенно для начинающих. Все готово — только бери и работай.
Продуманный материал. Последовательно расписана работа.Удобен в применении. Спасибо!
СПАСИБО ЗА ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!
Судя по темпам постановки и автоматизации, материал рассчитан на дислаликов. Зачем тогда работа над слоговой структурой и эта примитивная грамматика? А ОНР такой материал не возьмет. С этими детьми будешь неделю отрабатывать звук в одной позиции. Задания на фофонематический слух тоже неудачно подобраны. Про связную речь молчу. Это вообще не целесообразно на инд.занятии отрабатывать. Вобщем, когда пытаешься индивидуальную программу написать для массы, так и получится