Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе на тему «Путешествие с тигром по стране звуков»

Звук [Р]Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе на тему «Путешествие с тигром по стране звуков».

В начале учебного года я сталкиваюсь с тем, что дошкольники старшей логопедической группы с ОНР очень плохо усваивают знания, умения и навыки. В процессе непосредственной образовательной деятельности многие проявляют пассивность, часто отвлекаются, не могут долго усидеть на месте.

Чтобы процесс усвоения этих знаний был эффективным, ребята занимались и не уставали быстро, стараюсь использовать игровые приемы с элементами злоровьесберегающих технологий: фонетической ритмики, сопряженной, пальчиковой и дыхательной гимнастик. Разнообразие данных приемов помогает поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего коррекционного часа, лучше усвоить дифференциацию звуков по всем направлениям. Автоматизация звуков происходит в словах, фразовой речи очень плодотворно, что я отразила в своем конспекте.

Тема: «Путешествие с тигром по стране звуков»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить понятия «звук-буква»;
  • закрепить умение различать гласные-согласные звуки;
  • упражнять в дифференциации согласных звуков: твердые — мягкие, глухие — звонкие;
  • автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, скороговорках;
  • проводить слоговой анализ слов;
  • обучать составлению предложений с использованием опорных слов,в чтении слов;
  • способствовать интонационной вариации при произношении звука [Р];
  • коррекция оптической дисграфии: допечатать пропущенные буквы в словах.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие речевого слуха, внимания, мышления (в т.ч. вербально– логического),
  • зрительной памяти, мелкой моторики, эмоций.

Коррекционно-воспитательные :

  • воспитывать мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог).

Коррекционно-оздоровительные:

  • нормализация речевого дыхания, развитие мышц языка и содружественных движений кистей рук при выполнении сопряженной гимнастики, развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование:

  • макеты букв, звуковые домики, схема различения звука и буквы, «Звуковые светофоры»: для гласных( зрительные символами — геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука) и согласных звуков(на белые пластиковые светофоры я наклеила с одной стороны — согласные буквы синего цвета, а с другой- соответствующие этим звукам символы), пособие «Веселый поезд», «Телевизор», схема выполнения сопряженной гимнастики «Рыбки» для постановки звука [Р], мяч, схема для составления слова из цифр и букв, скороговорка в картинках , волшебный сундучок с портретами сказочных персонажей: Буратино, Пьеро, Карабаса -Барабаса, Бабы Яги, клоуна, волка, колдуна, Карлсона, пирата, Винни -Пуха.

Раздаточный материал:

  • индивидуальные картинки, полоски-слова с пропущенной буквой Р, карточки для игры «Веселый поезд», простые карандаши.

Предварительная работа:

  • постановка и автоматизация звука[Р],разучивание фонетической ритмики, сопряженной, пальчиковой и дыхательной гимнастик.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Мимические упр.)

Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Но мы любим улыбаться.

Вводная часть.

Логопед: Ребята, как вы думаете, о чем загадка?

Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него он летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался ….. (звук).

Логопед: Ребята, напомните, что вы знаете о звуке?

Дети: Звуки мы произносим ртом и слышим ушами.

Логопед:

Много звуков есть на свете
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи
Мы их твердо знать должны.

Логопед: Просьба к гостям! Уважаемые гости, представьте, что вы на время забыли, что такое звуки и разучились их произносить, а мы с ребятами вам напомним.

- Ребята, давайте гостям расскажем, и с помощь рук покажем, какие бывают звуки.

(Сопряженная гимнастика)

Дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют:

Будем мы со звуками весело играть
Будем звуки разные быстро различать.
Если звук долго поется (руки вытягивают вперед)
Гласным этот звук зовется.
Если звук не может петь (грозят пальцем)
Согласен он с гласным рядом сидеть (выполняют пожимания ладонями).
Так почему гласные звуки? Их можно пропеть?

Логопед: попробуем пропеть согласные звуки.

Дети: Их нельзя пропеть.

Логопед: А что мешает?

Дети: Губы, зубы, язык.

Вместе:

Все согласные согласны
Шелестеть, свистеть, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Игра «Звуковые светофоры».

Логопед: На светофор посмотри- гласный звук произнеси:

[А]- большой кружок;
[У]- маленький кружок;
[О]- овал;
[И]- полукруг;
[Э]- полукруг;
[Ы]- полукруг;

Логопед: На светофор посмотри — нужный звук изобрази и произнеси:

Насосом шину накачиваем-[с-с-с], Комар звенит-[з-з-з]
Змея шипит-[ш-ш-ш], Жук жужжит [ж-ж-ж ],
Кузнечик-[ч-ч], Самолет летит- [л-л-л],

- С помощью пальчиков расскажем, какие согласные звуки бывают.

Сопряженная гимнастика: (дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют)

Травка мягкая была (кулачки медленно раскрываются)
И зеленая была (пальцы вверх, шевелят ими)
Травку мы ласкаем (гладят поочередно ладони)
Мягкость ощущаем.
Есть камень- (сжимают кулаки)
Голубой топаз.
Очень твердый он для нас (стучат кулаками друг о друга).

Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы с помощью пальчиков изобразите мягкость-твердость звуков в словах: мяч, стол, кит, лист, дом;

Логопед: Какие еще согласные звуки бывают?

Дети: Звонкие и глухие. Если мы произносим звук и горлышко не работает, а только шум, то это? (глухой звук), а если добавляем голос, то это? (звонкий звук).

Игра Телевизор:(троллейбус, игрушки, груша, роза)- тигр.

Логопед: Ребята, чтобы телевизор включить, нужно назвать каждую картинку и первый звук в ней, затем по ним составить новое слово.

Игра «Мы –тигры»- на звукоподражание.

Вышел тигр из-за горы (Руки сомкнуть над головой)
И промолвил грозно: Р-Р-Р! (Согнуть пальцы-«коготки»)

Логопед: а как тигр разговаривает?

Дети: рычит.

Дыхательная гимнастика: вдох — руки вверх, на удлиненном выдохе — руки опустить со звуком Р;

Логопед: Тигр с утра на всех ворчит и презрительно рычит.

Тигр везде звук[Р] вставляет и значенье слов меняет:

Логопед: Замените первый звук слова на звук [Р]:

Губка-рубка, нога- рога, кот- рот, танец-ранец, мука-рука, лампа- рампа, мак- рак, коза-роза, дом-ром, пугать- ругать, мычать-рычать.

Логопед предлагает ребенку выполнить роль тигра и вставить звук[Р] в слово после первого звука:

дама-драма, повод-провод, сок-срок, поза-проза, кот-крот, кошка-крошка, каска-краска, пачка-прачка, тон-трон, мак- мрак, бак-брак.

Замени последний звук на звук[Р]:

пас-пар, сон-сор, сын-сыр, бок-бор, сок-сор, миг-мир, бак-бар.

Логопед: Что наш тигр любит кушать зашифровано в ребусе:(рыбу).

Логопед: Расскажем и покажем с помощью языка и ладошек, какая рыба бывает:

Сопряженная гимнастика: (с опорой на рисунки-схемы)

Текст  произносит логопед

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика
Рыбки плавают в пруду

«Часики»

Язык касается уголков губ вправо-влево

Ладони соединить, изгибаются вправо-влево
Их запомнить я могу. 

Сом -усатое бревно,

На самом дне лежит оно.

Зубки заборчиком

 

«Лопата»

Язык широкий распластанный лежит спокойно на нижней губе

Кулак-ладонь 

Все пальцы в кулаке.

Большой палец располагается горизонтально

Вот колючие ерши.С ними вместе попляши

«Грибок»

Язык присосать к небу.

Пальцы колючки в разные стороны.
На тарелку лещ похож,Тоже круглый,

ну и что ж

Надуть щеки

Одна ладонь прямаяУказательный палец другой руки  рисует круг
Рыбка ротиком зеваетТолько пузырьки пускает

Открывается-закрывается рот

Ладошки сложеныРаскрываются

Логопед: У тигра есть друзья, с которыми он хочет отправиться в путешествие, но они не знают, кто в каком вагоне поедет?

Игра «Веселый поезд»: что бы друзей тигра расселить, надо слово на слоги разделить-прохлопать, прошагать, подпрыгнуть.

Напомним правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Ребята берут по картинке, называют ее, делят на части слово и ставят картинку в соответствующий вагон.

Логопед: Что вы знаете про буквы?

Дети: Буквы мы печатаем и видим.

Логопед: У тигра есть любимая буква- Р.

Встаньте, пожалуйста и изобразите букву Р:

- Кто делает зарядку по утрам
Тот букву Р — легко покажет нам.
Одно лишь надо не забыть,
Какой руке согнутой быть.

Давайте ее вспомним и нарисуем друг у друга на спине.

Логопед: «Восстановим слова»:У тигра есть слова, которые он использует постоянно, но его букву любимую смыло водой и их не прочитать. Давайте поможем тигру, допечатаем нужную букву, прочитаем слова и составим с ними предложения.

Логопед: Из чего состоят предложения?

Дети: Из слов.

Логопед: какие у нас получились слова?

Дети читают: тигрята, зоопарк, Африка, шкура, рыба, рычать, прятки, играть, зверь.

Логопед: Ребята, из чего состоят предложения?

Дети: Из слов.

Логопед: Предлагаю составить с каждым восстановленным словом предложение.

Дети составляют предложения: Тигр живет в зоопарке.

У тигра детеныши- тигрята. У тигра полосатая шкура. Тигры громко рычат.

Логопед: Ребята, у нас получился рассказ про тигра.

Итог: Игровой тренинг с участием гостей.

Логопед: Мы тигру рассказали, какая бывает рыба, а кто же ловит рыбу? Давайте расшифруем скороговорку:

Дети: Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Логопед: Уважаемые гости, мы вам помогли вспомнить все о звуках? (Выслушивается мнение педагогов).

Тигр передал волшебный сундучок с портретами сказочных героев и мы с вами будем перевоплощаться в них и произносить скороговорку их голосами.

Литература:

  • Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/ авт.сост С.И. Токарева.- Волгоград: Учитель,2012

Дайнеко Светлана Евгеньевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №125, г. Мурманск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.