Конспект фронтального занятия. ОНР второй год обучения.
Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях».
Цель:
- Развитие фонематического слуха.
Задачи:
- Уточнение и улучшение произношения.
- Коррекция фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.
- Повышение уровня произвольности психических процессов: внимания, речи, памяти, самоконтроля.
- Развитие взаимопомощи, сотрудничества.
Оборудование:
- мел, доска, магниты для доски, мелкие предметные картинки, лото, фишки.
Конспект занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игра «Назови гласные звуки».
Дети ловят мяч и называют по порядку гласные, логопед называет слова (насыщенные «сложными» звуками с-ш, использует лексику по изучаемой теме) и бросает мяч кому-либо из детей.
Например:
Логопед:
Шарик
Сушки
Автобус
Дети:
А-и
У-и
а-о-у
Заключение: С какими звуками мы играли?
Мы играли с гласными звуками.
4. Сообщение темы занятия.
Сравнительная характеристика звуков с-ш по артикуляционно-акустическим свойствам.
- Чем отличаются?
Дети рассказывают о положении органов артикуляции каждого из звуков, сравнивают их (в том числе струю воздуха).
- Чем похожи звуки с-ш?
Оба согласные, твердые, глухие.
5. Игра «Чьи ушки лучше слышат?».
Логопед называет слова сл звуками с-ш, а дети закрывают глаза и поднимают глаза только тогда когда в слове будет звук [с]. Выигрывает тот ребёнок, чьё имя не прозвучало ни разу.
6. Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».
Картинки разложены на ковре. Дети выбирают только те, где есть звук [ш] и по одной относят на своё место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда.
Выигрывает тот ребёнок, который собрал большее количество картинок и не ошибся ни разу.
«Литературный» конкурс.
Дети придумывают предложения с заданным словом (с опорой на картинку).
Анализ: Чьё предложение самое длинное? Самое интересное? Самое сказачное? Самое смешное?
7. Игра «Кто больше вспомнит слов со звуком [c].
Дети называют слова, а логопед даёт фишки, побуждая детей называть разные части речи, образовывать новые слова из одной «семьи».
Игра «Лото».
Ведущий выбирается из детей.
Дети определяют какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте.
Чья шапка?
- Моя шапка.
В слове шапка я слышу звук [ш].
Он стоит на первом месте.
Закрываю шапку другой шапкой.
8. Подведение итогов занятия.
Дети проговаривают скороговорки со звуками с-ш и получают призы.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт-Петербург