Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»
Цель:
- развитие общих речевых навыков.
Задачи:
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
- Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Обучающие:
- Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
- Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
- Упражнять детей в образовании множественного числа слов.
Ход занятия
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.
- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.
2. Развитие слухового внимания.
- Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.
- Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)
ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.
3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.
- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.
- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
- А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.)
- И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)
- А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?
- А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)
- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)
- Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)
- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)
- А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)
- Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)
- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)
- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)
- Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)
- Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)
- Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)
4. Развитие зрительного восприятия.
- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.
Игра «Назови части цветка»
- Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…
(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)
- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).
- Что идет после корня? (Стебель)
- У цветка есть?… (Листья.)
- Далее после листьев? (Бутон)
- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)
- И остались?… (Лепестки)
- Какой цветок у нас получился? (Мак)
5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).
- Сколько звуков в слове «мак»? (3)
- Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])
- Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])
- Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])
- А сколько слогов в слове «мак»?
- А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)
6. Развитие логического мышления.
Игра «Сложи цветок».
- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.
- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.
- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)
- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)
7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.
- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.
Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)
- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.
Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.
- На какой цветок похоже? (На ромашку)
8. Развитие слухового внимания.
Игра «Доскажи словечко».
- Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?
Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василек) |
Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший … (одуванчик) |
Цветики — корзинкой С желтой серединкой, Белая рубашка. Хороша… (ромашка) |
Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В тонких веточках… (мимоза) |
В лепестки, как в плащ атласный, Спрятался цветок прекрасный. Не раскроется никак В огороде красный… (мак) |
Весной от снега очищаются И первым появляется |
9. Развитие общей моторики.
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.
Раз –два-три выросли цветыК солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло! Влево качнулись- низко прогнулись. Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они растут, растут, |
сидели на корточках, встаем тянутся на носочках смотрят вверхраскачивают руками влево — вправо над головойнаклоняются влево наклоняются вправо грозят пальчиком приседают медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики |
10. Развитие зрительного внимания.
Игра «Что изменилось?»
- Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?
11. Развитие словарного запаса.
- Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)
- Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.
12. Развитие математических способностей, слухового внимания.
- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.
1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)
2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)
3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)
13. Развитие грамматического строя речи.
Игра «Один — много»
- Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.
Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы
14. Итог занятия.
- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)
- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)
- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)
- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)
- Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)
Дополнительный материал
1. Развитие общих речевых навыков.
Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!
2. Развитие графомоторных навыков.
Игра «Соедини по точкам»
Соколовская Н.П.,
учитель-логопед