Аннотация: Фронтальное логопедическое занятие в старшей речевой группе для детей с ТНР. После занятия в течение недели дети выполняют задания для закрепления навыка использования в речи предлога «НА» в индивидуальных тетрадях «Маленькие слова» и по сюжетным рисункам под руководством учителя-логопеда и воспитателя.
Тема: Предлог «НА»
Цель:формирование представления о лексическом значении предлога «НА».
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать умение правильно употреблять предлог «НА» с существительными в предложном падеже;
- формировать умение составлять простые предложения с предлогом «НА» и схемы предложений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, умение выслушать других.
Коррекционно-развивающая:
- развивать внимание, мышление.
Оборудование:сюжетные картинки,схемы предложений, схемы предлогов, предметные картинки (дом, ёлка, забор, воробей, галка, ворона, кот).
Содержание занятия
I. Орг. момент
Л: Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово-предлог (логопед рассказывает и выставляет предметные картинки).
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет… Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей -на крышу дома, а ворона — на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Л: Где птички сидели и клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот?
Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
Л: сегодня мы будем работать с предлогом «НА». Когда мы употребляем в речи предлог «НА»? (когда один предмет находится сверху другого предмета, мы используем предлог «НА»).
II. Основная часть
Составление предложений с предлогом «НА» и их схем(с опорой на наглядность к рассказу – воробей сидит на крыше, галка сидит на заборе, ворона сидит на ели) – фронтальная работа.
Составление предложений по сюжетным рисункам. Выбор схемы предложения – индивидуальная работапо карточкам (выборочная проверка).
Игра «Внимательные ушки»
Л: услышите в стихотворении предлог НА, хлопните в ладоши:
Сейчас въедет на бугор
Старый дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена – на коровке.
Дети на телятках.
Внуки на козлятках.
Л: сколько предлогов НАв стихотворении (повторное чтение и подсчет предлогов).
III. Итог занятия
Л: с каким предлогом мы работали на занятии? Когда мы употребляем в речи предлог «НА»? Какие задания мы с вами выполняли? Кому, что было трудно на занятии?
Литература:
- Рисунки – ресурсы сети Интернет
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
- занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 48 с.
Карточки для индивидуальной работы
Составь предложения по рисункам. Выбери схему предложения.
Тетрадь «Маленькие слова»
«Предлог «НА»
1. Рассмотри рисунки, составь предложения с предлогом НА:
2. Составь схему предложений.
3. Обведи предложения с предлогом НА.
4. Раскрась мяч, который лежит НА скамейке ЖЁЛТЫМ цветом:
Попович Наталья Александровна,
учитель-логопед