Аннотация: Материал из опыта работы по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста, тема: «Звук и буква И».
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»
Цели.
1. Образовательные.
- Расширять словарь детей за счет слов со звуком И, уточнять семантическое значение слов «индеец», «индейка», «индианка».
- Познакомить детей с речевым гласным звуком И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука И (губы в положении «улыбка», язык лежит за нижними зубами, воздух проходит свободно без преграды). Познакомить с буквой И, учить соотносить букву и звук.
2. Коррекционно-развивающие.
- Совершенствовать умение соотносить звук И с символом, различать звук И в ряду изолированных звуков, в обратных, прямых слогах, в словах под ударением, в названии картинок.
- Упражнять детей в подсчете звуков на слух и соотнесении с соответствующим количеством фишек, определять позицию звука И в звукосочетаниях ИА, АИ, развивать фонематический слух. Совершенствовать умение выкладывать из палочек букву И, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику.
3. Воспитательные.
- Воспитывать умение слушать, понимать и адекватно отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы товарищей. Отвечать, когда спросят, развернутым ответом.
Оборудование:
- индеец, индианка, индейка (картинки); зеркала по количеству детей, символ звука И, схема положения губ «улыбка», символ гласного звука- кружок красного цвета, рамка от фотографии, звуковые линейки по количеству детей, фишки и счетные палочки красного цвета по три штуке на каждого ребенка, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент в кругу. Игра «Кто внимательный?»
Логопед предлагает детям указательным и средним пальцами правой руки показать «зайчика», указательным и средним пальцами левой реки — «козу».
По команде логопеда поменять позы.
2. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный глаз» (проводится с опорой на картинки)
В июле Игорь приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел во дворе девочку.
- Тебя как зовут? – спросил Игорь.
- Ира. А тебя?
- Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.- Хочешь быть индейкой?
- Надо говорить не индейкой, а индианкой.
- Нет, индейкой!
- Тогда ты будешь индюком!
Игорек подумал и сказал:
- Ну, ладно. Ты прячься, а я буду искать.
Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:
- Ой-ей-ей! – и бежать. А Ирина ему вслед:
- Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!
Вопрос к детям:
Скажите, какой первый звук в именах Игорь, Ира? (звук И).
Давайте пропоем его вместе, чтобы лучше услышать.
3. Характеристика по артикуляционным признакам.
- На что похож звук И? (Как кричит ослик – выставляется символ звука И)
- Какая песенка у звука И? (долгая, протяжная, напевная)
- Что помогает произносить звук И? (смотрят в зеркало, ответы детей)
Губы в положении «улыбочка» (выставляется схема), язык спокойно лежит, преграды для воздушной струи нет, поэтому звук И гласный звук, обозначаем кружком красного цвета (выставляется кружок красного цвета).
4. Соотнесение букв и звуков.
Логопед: Скажите, ребята, какие гласные звуки и буквы мы с вами знаем? Я буду показывать буквы, а вы называйте гласные звуки.
А сейчас мы поиграем в игру «Сломанный компьютер» в нашем компьютере сломался звук, осталось только изображение. Я буду показывать гласные звуки, а вы отгадывать и называть их.
5. Упражнение «Поймай звук» (дети работают стоя)
«Хлопните, когда услышишь звук И».
- в ряду звуков: И, У, И, У, Т, У, М, Ы, И, У и т.д (логопед экранирует рот)
- в обратных слогах: ИТ, УТ, АП, ИП, АМ, ИМ, прямых слогах: ТА, ТУ, ТИ, ПА, ПУ, ПИ, МА, МУ, МИ, КУ, КИ, КА и т.д.
- в словах (Ира, пол, иней, стол, игла, Иван, рука, ива, Инна, кит, вилка)
- посмотрите на картинки(демонстрируется экран), в названии каких слов есть звук И?
6. Работа с фишками.
Выложи столько фишек, сколько звуков услышишь:
И
ИА
ИАУ
7. Работа со звуковыми линейками.
Определение места звука И в звукосочетаниях ИАУ, АУИ, АИУ
8. Знакомство с буквой (презентация).
На что похожа буква И? Стихи о букве И.
Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.
9. Выкладывание буквы из счетных палочек красного цвета.
10. Итог.
Дети рассматривают получившиеся буквы: уточняют, почему использовали палочки красного цвета, в какую сторону смотрит поясок?
Виктория Рязанова,
учитель-логопед