Аннотация: Представляю вашему вниманию интересную форму проведения открытого занятия с интеграцией образовательных областей, таких как: речевое, физическое, музыкальное развитие и театрализованная деятельность. Такое объединение областей способствует проведению увлекательного занятия для детей и мотивации их к деятельности, познанию.
Конспект интегрированной КРД
По лексической теме: «Речные, озерные и аквариумные рыбы»
Тема занятия: «На рыбалке»
(инсценировка рассказа «Воришка»)
Коррекционно-образовательные задачи.
- Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы».
- Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
- Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.
- Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Интегрируемые области: Социально-коммуникативное, музыкальное, физическое, речевое развитие, театрализованная деятельность.
Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Воришка» (Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1,— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019) , предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, плоскостные изображения рыб, ведерки желтого и синего цветов, игрушечные ведерко и удочка, бумажные рыбки, презентация по теме, мультимедийное устройство, эмблемы удочек синего, зеленого и желтого цветов.
Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «На рыбалку мы шагаем…», пальчиковой гимнастики «Рыбка». Подбор однокоренных слов к слову рыбалка.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
1. Организационный момент.
(Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Расширение словаря по данной теме.)
Логопед встречает детей, организует приветствие.
Логопед. Сегодня ребята мы с вами отправимся на рыбалку. Ребята, а вы были на рыбалке? (Ответы детей).
- Что мы там будем делать?
( Ответ: Мы будем ловить рыбу).
- Скажите иначе.
( Ответ: Мы будем рыбачить).
- Значит, кем мы будем?
( Ответ: Мы будем рыбаками).
- Скажите по другому.
(Ответ: Мы будем рыболовами).
Логопед. Правильно, мы с вами рыболовы, идём на рыбалку ловить рыбу.
Музыкальный руководитель включает мелодию. Дети шагают по кругу со словами:
Дети:
На рыбалку мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Вверх посмотрим, вниз заглянем,
Вправо, влево, отдыхаем.
На рыбалку мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Логопед. Вот мы с вами пришли к реке.
На экране включен слайд 2.
2. Упражнение по звукоподражанию.
(Развитие речевых навыков).
Логопед показывает по одной карточке (река, комар, змея, жук). Дети озвучивают.
Логопед. Как течет река?
Дети. С-с-с-с…
Логопед. А еще на реке мы можем услышать комаров, как они звенят?(слайд 3)
Дети. З-з-з-з…
Логопед. Мимо нас проползла змея и зашипела. (слайд 4)
Дети. Ш-ш-ш…
Логопед. А еще мы можем услышать разных жуков. (слайд 5)
Дети. Ж-ж-ж-ж…
Логопед. А вот смотрите, здесь уже есть рыбаки. Они уже наловили рыбы. Но только уехать домой они не могут. У машины заглох мотор. Нам с вами надо завести мотор. (слайд 6).
Дети. Др-р-р…
Логопед. Молодцы! Теперь мы отдохнем и сядем на пеньки. Смотрите, что здесь стоит на берегу?
Дети: Ведро и удочка. (слайд 7)
Логопед. Наверное, кто-то его оставил.
Логопед смотрит в ведро, а там лежит конверт. Логопед достает конверт и открывает его.
Логопед: Смотрите, здесь картинки.
Логопед выставляет картинки на магнитную доску.
Логопед. Ребята, по этим картинкам можно составить рассказ и тогда мы с вами узнаем, что же здесь произошло.
3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней.
(Развитие диалогической речи.)
Логопед предлагает детям (с эмблемами синих удочек) расставить найденные картинки по порядку на доске. Дети выполняют задание. После чего логопед приступает к беседе по картинкам.
Логопед. Кого вы видите на картинках? Что они делают?
1-й ребенок. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке.
2-й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.
Логопед. Как мы назовем мальчика??
3-й ребенок. Мы назовем Сашей.
Логопед. А как мы назовем кота?
4-й ребенок. Кота назовем Васей.
Логопед. Молодцы! Спасибо рыбакам с синими удочками. А сейчас мы с вами придумаем рассказ по этим картинками. И не только расскажем, но и покажем его. А для этого мне поможет команда с зелеными удочками.
4. Подготовка детей к рассказыванию.
Логопед предлагает детям подготовиться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота. Он напоминает, что рассказ можно начать со слова однажды.
Логопед выбирает рассказчиков и актеров с помощью «Волшебного мешочка».
Выбранные рассказчики распределяют по частям (картинкам) рассказ.
5. Рассказ по серии картинок «Воришка» с инсценировкой.
(Развитие связной речи.)
Дети рассказывают по очереди свою часть рассказа, а актеры изображают действия.
Рассказ «На рыбалке»
Ребенок 1. Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался к ведерку и вытащил плотвичку.
Ребенок 3. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился, куда пропала рыбка. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Саша положил окуня в ведро и снова сел ловить рыбу. А кот Василий опять стащил окуня и съел его. Саша ничего больше не поймал. А кот довольный сидел за кустом.
Дети-актеры инсценируют рассказ по ходу рассказывания детьми-рассказчиками.
Логопед. Молодцы, ребята! Вы отлично показали и рассказали рассказ. Теперь понятно, чьё ведро и удочка. Конечно, жалко, что Саше так и не удалось поймать больше рыбы. Может ребята поможем Саше наловить ещё рыбы?
Дети. Да!
Логопед. Но сначала мы с вами вспомним, какие же рыбки шустрые.
6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
(Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями).
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомую гимнастику.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула.
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка. Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони. Снова показать, как плывет рыбка. Сделать хватательное движение двумя руками. Снова показать, как плывет рыбка.
Логопед. А теперь мы представим, что у нас в руках удочки и будем ловить рыбу.
Музыкальный руководитель включает музыку.
Дети ходят по музыкальному залу с воображаемыми удочками и находят на плоскостные картинки речных рыб и складывают их на разнос.
7. Игра «Разложи по ведеркам»
(Совершенствование слогового анализа слов.)
Логопед ставит два ведерка желтого и синего цветов.
Логопед. Молодцы! Как много получилось у нас рыб! Теперь их нужно разложить по ведеркам. В желтое ведерко вы положите рыб, в названии которых один слог, в синее – 2 слога. Дети выполняют задание, комментируя свои действия.
1-ребенок. У меня сом. Я его положу в желтое ведерко.
2-ребенок. У меня окунь. Я его положу в синее ведерко.
3-ребенок. У меня щука. Я его положу в синее ведерко
4-ребенок. У меня лещ. Я его положу в желтое ведерко и т.д.
Логопед. Молодцы! Вот мы помогли Саше наловить много рыб. (слайд 8)
8. Окончание занятия. (Рефлексия)
Логопед. Теперь нам пора возвращаться в сад.
Воспитатель подносит тоже ведерко, что было в начале занятия и обращает внимание детей.
Воспитатель. Погодите! Смотрите, в ведерке появились разноцветные рыбки. Это для вас, ребята. Эти рыбки не простые!
Воспитатель раздает разноцветные рыбки детям, на которых прикреплены конфеты.
Логопед. Здорово! Теперь можно отправляться нам в детский сад.
Музыкальный руководитель включает музыку дл сопровождения Дети идут по кругу.
Логопед. Вот мы и пришли в наш детский сад. (слайд 9). Вам понравилось на рыбалке?
Дети. Да.
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.
Белая Кристина Алексеевна,
учитель-логопед