Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР. В занятии участвовали дети средней и старшей групп, учитель-логопед, педагог-психолог.
Цель. Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и умение использовать их в практической деятельности. Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки детей. Развитие пространственного восприятия.
Задачи.
1. Коррекционные задачи.
- Развитие умения правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.
- Развитие слухового внимания и восприятия.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Развитие длительного, плавного выдоха.
- Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей.
- Совершенствование координации движений, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2. Образовательные задачи.
- Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства.
3. Воспитательные задачи.
- Выработка умения слушать и правильно выполнять задания.
- Воспитание умения работать в коллективе сверстников.
Оборудование.
- Средства ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук.
- Фонограммы мелодий: Rondo veneziano (сборник итальянских мелодий), «Море» (сборник релаксационной музыки, авт. Зиборевич), «Марш» (м. С. Прокофьев), «Летние мотивы» (сборник фонограмм для детей дошкольного возраста, 2009г., комп. № 8).
- Эфирные масла: апельсин сладкий, пихта, морской бриз; лампы для ароматерапии (3 шт.)
- Фотографии детей с различными эмоциями.
- Листы для рисования (по количеству детей), маркеры или фломастеры, мольберты (6 шт.).
- Су-Джок (по количеству детей); подарки детям (по количеству детей).
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку, их встречает педагог-психолог.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
- Я очень рада всех вас видеть. Скажите, а какое у вас сегодня настроение? Почему? А какое еще бывает настроение?
- Да, настроение может быть разным. Давайте посмотрим фотографии с различными настроениями. Дети подходят к мольбертам, рассматривают фотографии.
2. Введение в тему.
Дети садятся на стульчики. Педагог-психолог:
- Ребята, к нам сегодня пришел волшебный цветок. Давайте мы посмотрим, какое настроение у него.
Педагог-психолог с детьми рассматривает настроения цветка.
Педагог-психолог: Ребята, давайте не будем грустить, злиться, обижаться, а будем только улыбаться.
- Друг другу улыбнитесь, и на зарядку становитесь.
3. Коррекционная гимнастика «Дельфин» (блок I, блок VI).
Дети выходят на ковёр. Учитель-логопед проводит гимнастику.
«Цветок».
Из положения, стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.
«Ветер».
Руки на поясе.
Сценарий: «Наступила осень.
а) Стало холодно.
б) Подул холодный ветер».
Расшифровка сценария:
а) Сильный вдох носом.
6) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.
«Трусливый птенчик».
Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрывются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.
«Улыбка-трубочка».
Руки согнуты в локтях, ладо ни на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть, губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны,
«Рыбки разговаривают».
а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.
б) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
«Хомяк».
Сценарий
а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голодный.
б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.
в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!
Расшифровка сценария:
а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека.
в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
«Яблочко по блюдечку покатилось».
Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).
«Качели».
Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач».
«Часы».
Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении — руки на поясе.
«Плечи прыгают».
Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок».
«Мельница».
Синхронное вращение прямых рук вперёд и назад.
«Кощей».
Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими («как будто кощей костями трясет»).
«Карусели».
Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом — против.
Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях.
«Ручки уронили».
Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах! »), то есть скинуть напряжение.
«Карусели и качели».
Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо.
4. Развитие ассоциации с запахом.
Педагог-психолог: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Запахов.
- Закройте глаза. Мы отправляемся. Вдохните.
Первый запах. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей).
- Почувствуйте аромат лета, цветов, запахи трав, прохлады ручейка…
Второй запах. Продолжаем наше путешествие. Давайте вздохнем еще один аромат. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей).
- Мы попали в сосновый бор, запах смолы, аромат хвои…
Третий запах. А вот новый запах. Вдохните этот аромат. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей)
- Запах моря, шум волны…
- А вот наши друзья дельфины, дети выходите на ковёр.
5. Коррекционная гимнастика «Дельфин» (блок III, Су-Джоки).
Дети встают в круг, учитель-логопед проводит гимнастику.
Сценарий.
На море плещутся волны:
а) маленькие и
б) большие. Вот такие!
в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.
г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.
д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!
е) Один нырнул, а другой вынырнул.
ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.
з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
и) Ну-ка показали все ножки-осьминожки.
к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!
Расшифровка сценария.
а) Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
б) Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну горизонтально полу.
в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперёд.
г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочерёдные волнообразные движения вперёд.
д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперёд.
е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочерёдные волнообразные движения вперёд.
ж) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперёд.
з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.
и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.
к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
л) Сжать Су-Джок в правой ладони, удержать с напряжением 5 сек. Разжать ладонь, расслабить руку. Тоже сделать левой рукой (повторить 5 раз каждой рукой).
м) Покатать Су Джок, как колобок между ладонями 10 сек.
н) Взять Су-Джок в правую руку и поколоть подушечки пальцев левой руки. Поменять руки.
7. Игра «Облако».
Детям предлагается с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста. Проводит учитель-логопед.
- А сейчас мы с вами присядем на ковёр. Я вам прочитаю стихотворение, а вы будете показывать, что там происходит.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова)
- Вам понравилось стихотворение?
- Какое первое (второе, третье, последнее) облачко?
- Чему последнее облачко удивилось?
- Давайте нарисуем, какое может быть настроение у облака?
Дети рисуют.
8. Итог занятия.
- Давайте покажем, какие у вас получились облака нашим гостям.
(Педагог-психолог спрашивает детей, какое у него облако. Педагог забирает рисунки).
- Ребята, сколько много получилось весёлых облаков.
- А вы помните, какое настроение было у нашего цветочка.
Включить проектор. Обратить внимание детей.
- Посмотрите, он улыбается и дарит вам свою радость в виде этих маленьких подарков.
- Давайте попрощаемся с цветочком и с гостями.
Под музыку дети уходят из зала.
Мелешкина Светлана Ивановна,
учитель-логопед,
д/с компенсирующего вида для детей с ОНР,
г. Москва