Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие Снеговика»

Программное содержание:

Образовательная:

• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь», его акустических особенностях.
• активизация и обогащение словаря: снегирь, рябина, грузовик, гроздь рябины, красная грудка, быстро летает, музыкальные инструменты: синтезатор, рубиль, маракасы, трещотка, балалайка.

Коррекционная:

• Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.
• Совершенствование зрительного восприятия.
• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте.
• Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.
• Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Воспитательная:

• Воспитание чуткости и бережного отношения к птицам.
• Воспитывать умение работать дружно, сообща.

Оборудование:

Снеговик, грузовик, гуашь, штампы, графическое задание «Рябина», снежинки, музыкальные инструменты, индивидуальные зеркала, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», дидактические игры: «Паровоз», «Назови музыканта», музыкальные инструменты: синтезатор, рубель, маракасы, трещотка, балалайка, гитара, погремушка, бубен.

Мотивация:

Логопед:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Снеговик, он ехал в гости к Снегирю и вез ему в подарок грозди рябины. Но грузовик пуст, дорога была длинная, старая и разбитая, вся в ямах. Вот ягоды от тряски и высыпались по дороге.

- Давайте представим, как это было.

Артикуляционный уклад звука «Р».

• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит посередине,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Закрепление изолированного звука «Р»:

Предлагаются детям игрушечные автомобили, макет дороги.

(дети, произносят изолированно звук «Р»)

Логопед:

- Чтобы правильно произносить звук «Р» в словах и предложениях, нужно, чтобы язычок был сильным и послушным. И для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику.

- Снеговик совсем расстроился, ребята давайте предложим ему с нами поиграть.

Артикуляционная гимнастика.

«Грустные снеговики»

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Окошко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот

«На счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть».

«Снежные узоры на стекле»

«Рисовать » языком произвольно в воздухе узоры.

«Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 – 5.

«Язык лопаткой положи и под счет его держи.
1, 2, 3, 4, 5 – Язык надо расслаблять»

«Санки-ледянки»

Сделать язык «чашечкой».

«Язык лопаткой положи, а края приподними
Получились саночки саночки — ледяночки»

«Сосулька»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Маленького роста я, тонкая и острая»

«Сбей сосульку»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед.

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать.

«Я веселая лошадка -
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий»

«Снеговик и дети радуются снегу и морозу»

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Логопед:

- Снеговику очень понравилось, даже щечки закраснели, жарко ему, давайте подуем на него и охладим.

Упражнение на дыхание: «Волшебные снежинки».

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

Выполняется со слегка приоткрытом ртом и высунутым широким мягким языком — «лопаткой», лежащим на нижней губе.

Логопед:

- А пока Снеговик отдыхает, мы поможем собрать ему ягоды.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Грозди рябины» и автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:

Детям предлагаются: гуашевые краски, штампы, образцы графических заданий. Ритмичными тычковыми движениями выполняется задание.

- Что мы рисуем? (рябину)
- Ягоды рябины, какие по форме? ( Круглые)
- Какого цвета рябина? (Красного)
- А какие они на вкус ? (Горьковатого)
- Когда на ветке много ягод мы называем это гроздью. (Например, гроздь рябины)
- На чем Снеговик вез рябину? (На грузовике)

На картинке появляется снегирь.

Стихотворение «Снегири», А. Прокофьев

Снегири – снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша.

Далее идет описание снегиря.

- Посмотрите, какой красивый снегирь, какого цвета у него грудка? (У снегиря красная грудка)
- А какого цвета крылья у снегиря? (У снегиря серые, серо — черные крылья.)
- А как летает снегирь? ( Снегирь летает быстро.)
- Для кого рябина? (Рябина для снегиря)

Логопед:

- Снегирь, я вижу рад встречи с вами, ребята.

- Рады этому и его друзья животные. А вот и один из них, наш знакомый Тигренок Тигра.

Развитие фонематического слуха:

Работа с коррекционно-логопедической программой «Игры для Тигры», раздел «Фонематика» игровое упражнение «Музыка».

Дети называют музыкальные инструменты, на которых играют животные.

Далее детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент.

- В названии каких музыкальных инструментах есть звук «Р», подумайте и ответьте. (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик)

Логопед:

- Какой замечательный оркестр у животных, а давайте мы, тоже организуем свой оркестр. Но для этого нам нужны музыкальные инструменты.

Появляются музыкальные инструменты.

Дети рассматривают музыкальные инструменты и называют их.

- Для игры в оркестре необходимо много музыкантов, давайте предложим нашим гостям вместе с нами поиграть на музыкальных инструментах.

- Но для этого необходимо взять только те инструменты, в которых есть звук «Р» или «Рь» (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик, погремушка, металлофон, балалайка, треугольник, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, пианино)

Дети называют музыкальные инструменты и проводят звуковой анализ каждого слова.

Логопед:

- В нашем оркестре будут две партии: взрослые и дети. А я буду дирижером, и буду отбивать ритм.

- Будьте внимательны и играйте в соответствии ритмического рисунка.

Играет «Оркестр»

Логопед:

- Снеговику очень понравился наш оркестр, но он не знает, как называют музыкантов, которые играли в нашем оркестре.

Дидактическая игра «Назови музыканта» (с мячом).

Цель: упражнять детей в словообразовании имен существительных в творительном падеже.

• Музыканта, который играет на гитаре, называют гитаристом.
• Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
• Музыканта, который играет на гармошке, называют гармонистом.
• Музыканта, который играет на трубе, называют трубачом.
• Музыканта, который играет на барабане, называют барабанщиком.
• Музыканта, который играет на пианино, называют пианистом.

Логопед:

- Ребята, Снеговику так понравился наш оркестр и музыкальные инструменты, что ему хотелось бы подарить их своим друзьям.

- Ребята, давайте погрузим музыкальные инструменты в вагончики, но так чтобы в первом вагончике звук «Р» в начале слова, во втором в середине, а в третьем в конце слова.

Дидактическая игра «Паровоз».

Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове.

Рояль
Гармошка
Синтезатор
Гитара
Барабан
Тарелки
Маракасы

Снеговик отправляется в путь.

Подведение итогов занятия логопедом и самими детьми:

- А вам, ребята, понравилось путешествовать со Снеговиком?

- А что больше всего понравилось?

Итог логопедического занятия:

- Сегодня вы хорошо потрудились, были внимательны и старательны.
- Правильно произносили слова, предложения со звуком «Р» «Рь».
- Находили слова с этими звуками.

Домашнее задание:

Предложить детям изготовить кормушку для зимующих птиц.

Крапоткина Надежда Васильевна,
учитель-логопед МДОУ д/с «Сказка»,
Тюменская обл., Сургутский р-н, п.Федоровский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , , ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.