Программное содержание:
Образовательная:
• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь», его акустических особенностях.
• активизация и обогащение словаря: снегирь, рябина, грузовик, гроздь рябины, красная грудка, быстро летает, музыкальные инструменты: синтезатор, рубиль, маракасы, трещотка, балалайка.
Коррекционная:
• Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.
• Совершенствование зрительного восприятия.
• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте.
• Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.
• Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
Воспитательная:
• Воспитание чуткости и бережного отношения к птицам.
• Воспитывать умение работать дружно, сообща.
Оборудование:
Снеговик, грузовик, гуашь, штампы, графическое задание «Рябина», снежинки, музыкальные инструменты, индивидуальные зеркала, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», дидактические игры: «Паровоз», «Назови музыканта», музыкальные инструменты: синтезатор, рубель, маракасы, трещотка, балалайка, гитара, погремушка, бубен.
Мотивация:
Логопед:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Снеговик, он ехал в гости к Снегирю и вез ему в подарок грозди рябины. Но грузовик пуст, дорога была длинная, старая и разбитая, вся в ямах. Вот ягоды от тряски и высыпались по дороге.
- Давайте представим, как это было.
Артикуляционный уклад звука «Р».
• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит посередине,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Закрепление изолированного звука «Р»:
Предлагаются детям игрушечные автомобили, макет дороги.
(дети, произносят изолированно звук «Р»)
Логопед:
- Чтобы правильно произносить звук «Р» в словах и предложениях, нужно, чтобы язычок был сильным и послушным. И для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику.
- Снеговик совсем расстроился, ребята давайте предложим ему с нами поиграть.
Артикуляционная гимнастика.
«Грустные снеговики»
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
«Окошко»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот
«На счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть».
«Снежные узоры на стекле»
«Рисовать » языком произвольно в воздухе узоры.
«Лопатка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 – 5.
«Язык лопаткой положи и под счет его держи.
1, 2, 3, 4, 5 – Язык надо расслаблять»
«Санки-ледянки»
Сделать язык «чашечкой».
«Язык лопаткой положи, а края приподними
Получились саночки саночки — ледяночки»
«Сосулька»
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
«Маленького роста я, тонкая и острая»
«Сбей сосульку»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед.
«Лошадка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать.
«Я веселая лошадка -
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий»
«Снеговик и дети радуются снегу и морозу»
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Логопед:
- Снеговику очень понравилось, даже щечки закраснели, жарко ему, давайте подуем на него и охладим.
Упражнение на дыхание: «Волшебные снежинки».
Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.
Выполняется со слегка приоткрытом ртом и высунутым широким мягким языком — «лопаткой», лежащим на нижней губе.
Логопед:
- А пока Снеговик отдыхает, мы поможем собрать ему ягоды.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Грозди рябины» и автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:
Детям предлагаются: гуашевые краски, штампы, образцы графических заданий. Ритмичными тычковыми движениями выполняется задание.
- Что мы рисуем? (рябину)
- Ягоды рябины, какие по форме? ( Круглые)
- Какого цвета рябина? (Красного)
- А какие они на вкус ? (Горьковатого)
- Когда на ветке много ягод мы называем это гроздью. (Например, гроздь рябины)
- На чем Снеговик вез рябину? (На грузовике)
На картинке появляется снегирь.
Стихотворение «Снегири», А. Прокофьев
Снегири – снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша.
Далее идет описание снегиря.
- Посмотрите, какой красивый снегирь, какого цвета у него грудка? (У снегиря красная грудка)
- А какого цвета крылья у снегиря? (У снегиря серые, серо — черные крылья.)
- А как летает снегирь? ( Снегирь летает быстро.)
- Для кого рябина? (Рябина для снегиря)
Логопед:
- Снегирь, я вижу рад встречи с вами, ребята.
- Рады этому и его друзья животные. А вот и один из них, наш знакомый Тигренок Тигра.
Развитие фонематического слуха:
Работа с коррекционно-логопедической программой «Игры для Тигры», раздел «Фонематика» игровое упражнение «Музыка».
Дети называют музыкальные инструменты, на которых играют животные.
Далее детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент.
- В названии каких музыкальных инструментах есть звук «Р», подумайте и ответьте. (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик)
Логопед:
- Какой замечательный оркестр у животных, а давайте мы, тоже организуем свой оркестр. Но для этого нам нужны музыкальные инструменты.
Появляются музыкальные инструменты.
Дети рассматривают музыкальные инструменты и называют их.
- Для игры в оркестре необходимо много музыкантов, давайте предложим нашим гостям вместе с нами поиграть на музыкальных инструментах.
- Но для этого необходимо взять только те инструменты, в которых есть звук «Р» или «Рь» (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик, погремушка, металлофон, балалайка, треугольник, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, пианино)
Дети называют музыкальные инструменты и проводят звуковой анализ каждого слова.
Логопед:
- В нашем оркестре будут две партии: взрослые и дети. А я буду дирижером, и буду отбивать ритм.
- Будьте внимательны и играйте в соответствии ритмического рисунка.
Играет «Оркестр»
Логопед:
- Снеговику очень понравился наш оркестр, но он не знает, как называют музыкантов, которые играли в нашем оркестре.
Дидактическая игра «Назови музыканта» (с мячом).
Цель: упражнять детей в словообразовании имен существительных в творительном падеже.
• Музыканта, который играет на гитаре, называют гитаристом.
• Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
• Музыканта, который играет на гармошке, называют гармонистом.
• Музыканта, который играет на трубе, называют трубачом.
• Музыканта, который играет на барабане, называют барабанщиком.
• Музыканта, который играет на пианино, называют пианистом.
Логопед:
- Ребята, Снеговику так понравился наш оркестр и музыкальные инструменты, что ему хотелось бы подарить их своим друзьям.
- Ребята, давайте погрузим музыкальные инструменты в вагончики, но так чтобы в первом вагончике звук «Р» в начале слова, во втором в середине, а в третьем в конце слова.
Дидактическая игра «Паровоз».
Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове.
Рояль
Гармошка
Синтезатор
Гитара
Барабан
Тарелки
Маракасы
Снеговик отправляется в путь.
Подведение итогов занятия логопедом и самими детьми:
- А вам, ребята, понравилось путешествовать со Снеговиком?
- А что больше всего понравилось?
Итог логопедического занятия:
- Сегодня вы хорошо потрудились, были внимательны и старательны.
- Правильно произносили слова, предложения со звуком «Р» «Рь».
- Находили слова с этими звуками.
Домашнее задание:
Предложить детям изготовить кормушку для зимующих птиц.
Крапоткина Надежда Васильевна,
учитель-логопед МДОУ д/с «Сказка»,
Тюменская обл., Сургутский р-н, п.Федоровский