Тема занятия: Дифференциация звуков [Л]-[Л']
Цели логопедического занятия:
- Познакомиться со звуками [л] — [л'];
- Учить вырабатывать определённые положения органов артикуляционного аппарата. Учиться воспроизводить слоговые ряды, подбирать слова на заданный звук,опознавать заданный звук в слогах, словах, предложениях.
Ход логопедического занятия:
Организационный момент:
Погладим глазки? (поглаживаем веки глаз)
Да!
Погладим ушки?
Да! (погладили,пощипали ушки)
А наши ручки готовы к работе?
Да! (растираем ладошки, чтобы стали горячими)
1. Сегодня мы поговорим о звуках, которые при произнесении слов (запись на доске) будут звучать громче остальных:
Ложка, пила, лыжи, лес.
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна. (демонстрация буквы)
Назовем первый звук в слове «ложка», ([л])
- Итак, в слове «ложка» слышим [л], а в слове «лес» — звук [л']. [л] и [л'] — эти звуки одинаковые или разные? (Разные)
- Это звуки разные, звук [л] — звучит твердо, а звук [л'], — мягко.
2. Артикулема звука:
- Закройте глаза и произнесите звук [л'], [л]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало(индивидуальные зеркала на каждой парте). Где живет звук [л] и [л']?
- Итак, кончик языка поднят «чашечкой».Края язычка плотно прилегают к коренным зубкам. Рот приоткрыт. Воздух выдыхается тонкой струйкой; на ладошку, ощущается теплый ветерок.
- Какую букву надо записать в слове «ложка» после твердого [л]?
- Какую букву надо записать в слове «лес» после мягкого [л']?
- После мягкого звука [л'] запишем гласную второго ряда букву «е».
3. Хлопните, когда услышите звук [л], топните, когда услышите [л'] в стихотворении:
Будто солнцу улыбаясь.
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
- Какие слова со звуком [л] вы услышали, назовите?
- Какие слова со звуком[л'] вы услышали, назовите?
4. Допиши буквы, у которых не хватает элементов (самостоятельная работа с карточками).
5. Записываем под диктовку:
Ала , оло, аля, оля, оле, ыля, ыле.
- И звук [л] и звук [л'] обозначается на письме буквой «Л».
- Гласные какого ряда пишутся после мягкого [л']? После мягкого [л'] всегда пишутся гласные буквы второго ряда: «я», «ё», «ю», «е», «и».
6. Физминутка (речь с движением):
Буквой Л раставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!
7. Запишем в тетрадь только те слоги, в которых звук [л'] мягкий:
Док, люк, лук, лоб, лён, лон, плу, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, млу, ели, слё, тля, длё, длы, дле, длю, дло.
8. Произносим слоговые цепочки друг за другом:
ла -ло-лы-лу
ло-лу-ла-лы
лу-ла-лы-ло
лы-лу-лу-ла
лы-ла-ло-лэ
9. Назови слова, которые начинаются на слог:
ла (лампа, лавка, лак , лапа);
ло (лошадь, локоть, ложка, лом, лодка);
10. Запишите в тетрадь гласные буквы в слове «булавка». Назовите гласные, которые вы записали.
- Сколько гласных? (Три)
- Значит, сколько слогов? (Три)
- Сколько раз будем хлопать? (Три)
- Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (бу-лав-ка)
- А теперь запишем гласные из слов: платок, клумба, колючка, тюльпаны, лютики.
11. Доскажи словечко со звуками [л] и [л']:
Тихо–тихо снег идет,
Белый снег,мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе … (лопатой).
Поэт нашел в себе слова
И написал их строчкой,
И вырос … (лес)
Шумит листва.
И гриб сидит под кочкой.
Ведь это чудо из чудес-
Когда из слов вдруг вырос … (лес)
В зоопарке разные звери: рыжая (лиса), сильный (лев), красивый (лось), белокрылый (лебедь).
Я положила в стакан кислый (лимон).
Мы любим ходить в (лес).
12. Игра «Домик Дина и Дона» — две команды.
Разложить картинки со звуками [л] и [л']. Команды проверят задания друг друга.
13. Подведение итога логопедического занятия. (Самооценка)
- Если вы считаете, что хорошо работали в тетрадях и отвечали, то возьмите желтые камешки, а если нет, то синие. Проверьте задания друг друга, правильно ли вы оценили себя?
- Чему мы учились сегодня? Различать звуки [л] и [л']; слышать их в слогах, словах, загадках.
Яковлева Олеся Дмитриевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Инта, Республика Коми