Цель: Активизация работы по теме «Зима», через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.
Задачи:
1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова)
3. Укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения).
4. Подбирать прилагательные к слову зима, снежинки; образовывать Родительный падеж имен существительных.
5. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения); развивать фантазию, творческую инициативу.
6. Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры.
7. Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.
1. Организационный момент
Логопед.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.
2. «Приветствие». Диалог музыкального руководителя и детей. Проговаривание текста с прохлопыванием ритмослогов.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук. Будем заниматься?
Дети. Да, да, да!
Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).
Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.
Логопед: Дети, так чего много зимой?
Дети. Снега.
Логопед. Зима, какая?
Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.
Логопед. Зима хочет рассказать о путешествии снежинок и поиграет с вами.
3. Ритмическая разминка.
Логопед.
Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу)
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг)
Ну а снег метет, метет,
Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо—влево перед собой)
А деревья за окном
Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны—вверх, закрыть глаза)
Зайчик скачет на опушке,
Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом)
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху)
Чтоб в мороз не замерзать,
Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны)
Логопед. А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.
Что за звездочки сквозные.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Дети. Снежинки.
Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие они? (Слайд № 2)
Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.
4. Фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).
- Снежинки жили в большой снеговой туче.
- Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).
- Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).
- Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)
5.Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и «чашечкой» дотрагиваемся до верхней губы.
6. Двигательное упражнение «Снежинки»
Логопед
Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.
Дети надевают полоски-маски снежинок.
Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат.
Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу).
И вот — тихий-тихий снег идет.
«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.
Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.
7. Песня о зиме. Слова и музыка Б. Ябко. «Зимние картинки»
Музыкальный руководитель поет с детьми песню.
Ветер злюка дует,
Кружатся снежинки.
И зима рисует -
чудные картинки.
Под окном березку,
Снегом пеленает.
Ивушке прическу
Пухом украшает.
Побелила шубки
Зайчикам трусливым.
И сковала слезки
Капелькам плаксивым.
8. Логопед. Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам отхлопывают слово сне-го-пад Слайд №3)
А из снега я слепила?
Дети. Снежный комочек
«Пляска со снежками» музыкальный руководитель поет, а дети выполняют со снежным комочком движения по тексту.
Мы снежочки в руки взяли
По дорожке побежали.
Мы снежочек поднимаем
И над головой качаем.
Покачайся надо мной
Мой снежочек озорной.
Потанцуй — ка ты, снежок,
Снежный маленький дружок,
Потанцуй, не зевай
И за нами повторяй!
Мы снежочки не покажем,
Где их спрячем – не расскажем.
Все снежочки у ребят
За спиною тихо спят.
Мы положим все снежочки.
Отдохни-ка ты чуток,
Ты лежи и не вставай,
Баю-баю, баю-бай.
9. Игра «Снежки»
Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.
Дети.
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)
А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)
Музыка продолжает звучать, дети бросают ватные снежки друг в друга.
После игры дети садятся на стульчики.
10. Логопед. Налетел холодный ветер и понес наши снежинки, смотрят они и видят (показ слайда № 3)
Дети: Снеговика
Массаж « Снеговик»
Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны , показывая какой большой)
А потом поменьше ком — (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)
Очень милый толстячок!
11. Игра «Собери снеговика»
12. Релаксация.
Логопед. Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети встают в круг.
«Прощание». Диалог музыкального руководителя и детей с отхлопыванием ритмослогов.
Муз. рук. Вот и всё, ребята! До свидания!
Дети. До свидания!
Муз. рук. Вы позанимались?
Дети. Да, да, да!
Логопед: Что вам понравилось на занятии?
Авторы: Рябкова Татьяна Юрьевна, учитель-логопед.
Морозова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад «Аленка»