Логопедом работаю много лет. В мою группу поступают дети с общим недоразвитием речи, у которых наблюдаются нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушена осанка, походка и грация движений. Учитывая то, что развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание в коррекционной работе я уделяю логоритмическим занятиям.
Конспект логоритмического занятия
«Страна Мыльяндия»
Цели:
- развивать произвольное внимание, двигательную память, ориентацию в пространстве;
- формировать навыки самоорганизации и контроля;
- совершенствовать общую и речевую моторику;
- вырабатывать плавную воздушную струю;
- воспитывать интерес к логоритмическим занятиям, нравственно-эстетическое чувство.
Оборудование: баночки с мыльными пузырями; сигнальные карточки; шапочки; ленточки красного, синего, зелёного цвета.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед:
Есть на планете Земля
Родина твоя и моя
В ней черпаем мудрость и силу.
Это страна Россия
И много стран ещё больших и малых
И только что образовавшихся и очень старых.
1 ребёнок:
А можно страны выдумать свои
Их много: слушай и смотри
Страна – Спортландия
Где бег, прыжки метания.
2 ребёнок:
Страна, где сказочка за сказочкой
Где Леший, Буратино, Златовласка
И Емелюшка на печке
И водяной живёт на речке.
3 ребёнок:
В одной стране буквы.
В другой стране звуки поют.
Логопед: А у нас страна иная новая, незнакомая.
(Предлагает детям набрать через нос воздух и, плавно выдыхая выдувать мыльные пузыри – выработка плавной воздушной струи).
Дети: берут мыльную воду, трубочки и выдувают множество мыльных пузырей, свободно разойдясь по залу.
Логопед:
Посмотри-ка поскорей -
Страна мыльных пузырей.
Вот их сколько, всех не счесть
Есть крупнее, мельче есть.
1-й и 2-й ребёнок: Продолжают выдувать пузыри, а остальные подходят к логопеду.
Логопед: Задаёт детям вопросы:
- Какие пузыри вы видите?
- Какого они цвета?
- Лёгкие они или тяжёлые?
- На что они похожи?
- Что с ними происходит, когда они приземляются?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Физ.минутка
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Котята и пузыри».
У котёнка лапки – мягкие подушки,
А внутри царапки острые игрушки.
(После этих слов дети – котята (три человека) ловят мыльные пузыри и считают, сколько поймали) Все остальные дети остаются по кругу.
Логопед: Какой звук издают пузыри, когда лопаются?
Дети: Пах!
Логопед:
Большой пузырь делает: «Пах» (громко)
Поменьше — «Пах» (тише)
Маленький — «Пах» (шепотом)
Игра «Посмотри и скажи»
(Логопед показывает детям сигнальные карточки, где нарисован большой мыльный пузырь, поменьше и маленький.)
(Детям нужно называть звук, которые издают пузыри, когда лопаются.)
Логопед: Ребята, на какие предметы похож мыльный пузырь?
Дети: Воздушный шарик, яблоко, ёлочная игрушка, снежный ком, мяч, арбуз и т.д.
Игра: «Как слышишь, так и двигайся»
Логопед: Раздаёт детям шапочки — 3 воздушных шарика; 3 мячика; 3 арбуза и предлагает детям побегать легко, как летают шарики, попрыгать, как скачут мячики и попрыгать шумно, как падают арбузы, затем шапочки поменять.
Логопед:
Ветер сильный вдруг подул,
Всех по залу вас раздул.
Разлетелись, полетели
И утихли – снова сели.
Дети садятся на корточки.
Игра: «Займи своё место» (с ленточками)
Логопед: Раздаёт детям по 2 ленты трёх цветов – красные, синие, зелёные и 3 обруча того же цвета.
Дети: под музыку бегают врассыпную, по окончании занимают обручи «своего» цвета.
По окончании игры дети становятся по кругу.
1 ребёнок:
Вот такая здесь страна
И нам нравится она.
2 ребёнок:
Вверх летаем и вниз тоже
На футбольный мяч похожи.
3 ребёнок:
Только в нас играть нельзя.
Время тратить только зря.
4 ребёнок:
Вы к нам в гости приходите,
Воду с мылом приносите.
Будем воздух выдувать,
Будем пузыри пускать.
Итог занятия
Логопед:
Всем удачи вам желает
Страна мыльных пузырей.
Съёмщикова Татьяна Алексеевна,
учитель-логопед