Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Ль]« в подготовительной к школе группе.
Цель:
• упражнять детей в правильном произношении звуков [л] и [ль] в словах;
• развивать фонематический слух, внимание и память;
• упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов;
• продолжать формировать у детей навык ответа полным предложением;
• составлять предложения по картинке.
• упражнять в дифференциации звуков [л]-[ль].
Оборудование:
• предметные картинки с изображением самолета и самолетика;
• счетные палочки;
• простые карандаши, листочки;
• сигнальные карточки синяя и зеленая;
• конверты с цветными фишками на каждого ребенка;
• предметные картинки со звуками [л] и [ль];
• пружинки для пальчиковой гимнастики;
• предметные картинки с частями самолета (крыло, хвост, кабина)
• зеркала.
Предварительная работа:
• знакомство со звуком [л];
• знакомство со звуком [ль];
• заучивание стихотворения для пальчиковой гимнастики:
Мы с первым пальцем – малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим – сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвести!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
(Пожиленко)
• узнавание звуков, едущей машины и поезда средствами аудиозаписи;
• узнавание транспорта по картинкам его частей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В группе стулья стоят в виде самолета.
Дети входят в группу.
Учитель-логопед: Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие в страну звуков, а вот на чем мы будем путешествовать, вы сейчас отгадаете. Я вам буду говорить слова и показывать картинки, а вы угадаете, на чем мы сегодня будем путешествовать.
Педагог показывает картинки с изображением частей самолета:
Шасси, крылья, хвост, трап, кабина.
Учитель-логопед: Кто догадался, на чем мы сегодня отправимся в путешествие?
Д: Мы будем путешествовать на самолете.
Учитель-логопед: Посмотрите, а самолет уже к нам прилетел. Ваня сядет в кабину самолета, Оля сядет в хвостовую часть самолета, все остальные рассаживайтесь в салоне самолета. Все сели удобно?
Учитель-логопед: А вы знаете, что окна в самолете называются иллюминаторы. Посмотрите в иллюминатор справа – там взлетает самолет. Какой он по величине?
Д: Самолет большой.
Учитель-логопед: Когда большой самолет взлетает он гудит вот так: л-л-л. Давайте вместе попробуем.
Дети хором произносят звук л-л-л.
Учитель-логопед: Посмотрите в иллюминаторы слева: там взлетает другой самолет. А он какой по величине?
Д: Маленький самолет.
Учитель-логопед: А как мы называем маленький самолет?
Д: Самолетик.
Учитель-логопед: А вот маленький самолетик гудит вот так: Ль-ль-ль. Давайте попробуем произнести вместе.
Дети хором произносят звук ль.
Учитель-логопед: Посмотрите что есть у маленького самолета и нет у большого?
Учитель-логопед: Пропеллер. Вот он.
2. Фонетическое упражнение на развитие силы голоса.
Учитель-логопед: А теперь мы с вами взлетаем. А я сегодня буду борт – проводница или по – другому стюардесса. Давайте погудим как самолет. (ЛЛЛЛЛ)
Учитель-логопед: А сейчас, внимательно слушайте.
Включается запись звука улетающего самолета.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что вы услышали?
Д: Гул самолета.
Учитель-логопед: Как вы думаете, самолет улетал, или прилетел?
Д: Улетел.
Учитель-логопед: А почему вы решили, что самолет улетел?
Д: Потому что сначала его хорошо слышно, а потом все тише.
Учитель-логопед: Правильно, большой самолет улетает и сначала его хорошо слышно, а потом все тише и тише, давайте покажем как улетает большой самолет (ЛЛЛллл).
Учитель-логопед: Слушайте еще.
Включается запись звука прилетающего самолета.
Учитель-логопед: этот самолет улетел или прилетел?
Д: Прилетел.
Учитель-логопед: Правильно. Самолет приближается, и сначала мы его плохо слышим, а потом все громче. Давайте покажем как прилетает большой самолет (лллЛЛЛ).
3. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Внимание! Приготовьтесь! Наш самолет совершает посадку в страну звуков! Давайте посмотрим, что же здесь есть интересного. Проходите на свои места за столы, сначала садятся девочки, потом мальчики.
Учитель-логопед: садитесь красиво, спины выпрямили, ноги поставьте на всю стопу. Возьмите зеркала, давайте сделаем с вами гимнастику для языка.
Улыбочка – трубочка,конфетка за правую и левую щеки, лопаточка,почистить верхние зубы внутри, качели (до верхних и до нижних зубов), лошадка, маляр;
Учитель-логопед: положите зеркала.
4. Характеристика звуков [л] и [ль].
Учитель-логопед: Скажите, какой звук мы произносили, когда изображали самолет?
Д: Мы произносили звук [л].
Учитель-логопед: Какой это звук гласный или согласный?
Д: Согласный.
Учитель-логопед: Скажите, при произношение звука [л] ваше горлышко звенит или нет?
Д: звенит.
Учитель-логопед: А если горлышко звенит, значит звук какой?
Д: Звонкий
Учитель-логопед: А звук [л]как звучит твердо или мягко?
Д: Твердо.
Учитель-логопед: Скажите, какой звук мы произносили, когда изображали самолетик?
Д: Звук [ль].
Учитель-логопед: Какой это звук гласный или согласный?
Д: Согласный.
Учитель-логопед: Скажите при произнесение звука [л] ваше горлышко звенит или нет?
Д: Звенит.
Учитель-логопед: А если горлышко звенит, значит звук какой?
Д: Звонкий.
Учитель-логопед: А звук [л] как звучит твердо или мягко?
Д: Мягко.
5. Дифференциация звуков [л -ль]
Учитель-логопед: Давайте поиграем , приготовьте ваши ладошки, наш звук [ль]спрятался, давайте его найдем. Я буду произносить звуки, а вы будете хлопать, если услышите звук [ль] : л , ль,ль, л, ля, оль, ал, ли.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, у меня на доске висят картинки, давайте их разделим на два столбика, под самолет Вам надо повесить картинки со звуком [л], а под самолетик со звуком [ль].
Учитель-логопед: Катя, какую ты выбрала картинку?
Д: Цапля.
Учитель-логопед: Какой ты там услышала звук: [л]или[ль] (аналогично проводится работа с остальными картинками).
Учитель-логопед: Молодцы, а сейчас составьте предложение с любой картинкой.
Учитель-логопед: Ваня, какое ты составил предложение, посчитай сколько слов в предложение, выходи к доске, запиши схему своего предложения на доске, а все остальные ребята возьмут карандаши и листики и запишу схему предложения на листочках.
(Один ребенок записывает на доске схему предложения, а остальные на листочках.)
6. Физ. минутка.
- Сейчас мы с вами немножко отдохнем, давайте выйдем в проходы.
Мы летели высоко,(встаем на носочки, руки вверх)
Мы летели низко,(садимся на корточки, руки на пояс)
Мы летели далеко,(разводим руки в стороны)
Мы летели близко.(Руки на пояс)
7. Дидактическая игра «замени первый звук в слове».
Учитель-логопед: Давайте, поиграем еще в одну игру, я вам буду произносить слова, а вы будете заменять превый звук в слове на звук [л].
- Молодцы, а теперь меняем первый звук на звук [ль.]
На звук [л] на звук [ль]
Поп – лоб мед – лед
Дом вес
Мак тюк
Дама пень
Маска печь
Каток песок
8. Пальчиковая гимнастика.
Мы с первым пальцем – малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим – сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвести!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
На каждую строчку стихотворения одеваем и снимаем пружинку с пальчика, начинаем с мизинца.
9. Знакомство с буквой Л.
Учитель-логопед: Каждый звук живет в своем домике, и этот домик называется буквой. Посмотрите, звуки [л] и [ль] живут вот в такой букве.(Показ буквы )
Учитель-логопед: А на что еще похожа эта буква (ответы детей)
Учитель-логопед: Выложить букву ЭЛЬ из счетных палочек
10. Звуковой анализ слова пилот, лимон.
Учитель-логопед: Возьмите конверты с квадратиками, давайте, выложим слово пилот.
Дети самостоятельно выкладывают слово.
Учитель-логопед Саша какой первый звук в слове пилот.
Д: [пь].
Учитель-логопед: Какай это звук гасный или сог.
Д:согласный.
Учитель-логопед: Какой твердый или мягкий
Д: Мягкий.
Учитель-логопед: Значит какого цвета надо взять фишку?
Д: зеленую.
И так с каждой буквой.
Учитель-логопед: Сколько всего звукв в слове?
Д: 5.
Учитель-логопед: Ответь полным предложением.
Учитель-логопед: Сколько гласных звуков?
Д: Два гласных звука.
Учитель-логопед: Сколько согласных звуков?
Д: Тир согласных звука
Учитель-логопед: Сколько согласных твердых звуков?
Д:два твердых согласных звука
Учитель-логопед: Сколько согласный мягких звуков?
Д: Один мягкий согласный звук
Такая же работа проводится со словом лимон.
11. Итог занятия.
Учитель-логопед: Время пребывания в стране звуков истекло, и нам пора возвращаться в детский сад, занимайте места в самолете. (дети садятся обратно в самолет) Давайте поможем самолету взлететь, а для этого нужно погудеть (ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ).
Учитель-логопед: А пока мы летим я хочу вас спросить. Какой мы произносили звук, когда летел большой самолет?
Д: Звук [л].
Учитель-логопед: А кто скажет какой это звук?
Д: Звук [л] согласный, твердый, звонкий.
Учитель-логопед: Какой звук мы произносили, когда летел самолетик?
Д: Звук [ль].
Учитель-логопед: А какой это звук?
Д: Звук[ль]согласный, мягкий, звонкий.
Учитель-логопед: Вот мы и прилетели, Посмотрите нас встречает Лариса Владимировна, давайте мы ей расскажем, где мы были и что делали.
Д: мы были в стране звуков.
Воспитатель: А что вы там делали?
Д: Мы делали гимнастику для языка,
Д: Делили слова на слоги.
Д: Составляли слово из фишек.
Учитель-логопед: молодцы, на этом наше занятие закончено.
Федорова Валерия Геннадьевна,
учитель — логопед, детский сад
комбинированного вида No.5,
г. Фрязино Моск. обл.