Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Звук «Р».
Цели:
1. Автоматизировать произнесение звука «Р» в словах и предложениях.
2. Учить ребенка определять позицию звука в слове.
3. Закреплять навык правильного употребления грамматических форм различных частей речи.
Наглядно-дидактический материал: предметные картинки — рама, парус, кенгуру, гитара, барабан, баран, пирамидка, муравьи, Буратино, карандаш, радуга, ракета, карусель, куры, ролики, рыба.
Уточнение артикуляционного уклада для произнесения звука «Р».
1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного.
2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а кончик языка касается верхних альвеол.
3. Мягкое небо поднято.
4. Голосовые связки вибрируют.
5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует.
Нормальное произношение звука «Р»:
Перед согласными и после них звук произносится с 1-2 ударами,
Между гласными – с 1 ударом,
В конце слова раскатисто — 3-4 удара.
Произнесение звука «Р» изолированно 3-4 раза.
Автоматизация звука «Р» в словах.
А) Назвать слово (с опорой на предметные картинки).
Определить позицию звука в слове (начало – середина — конец)
Нарисовать схему слова и обозначить позицию звука «Р» в слове.
Рама, парус, кенгуру, гитара, …..
Б) Назвать слово (без наглядной опоры — картинки закрыть).
Назови предметы, о которых можно спросить «Кто это?»
Назови предметы, о которых можно спросить «Что это?»
В) Сосчитай до пяти:
Одна рама, две рамы, ….пять рам
Г) По картинкам: назови
- игрушки
- музыкальные инструменты
- животных
Д) Разгадай загадку, определи место звука в слове-отгадке:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его — (арбуз).
Злая, как волчица,
Жжется как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива).
Е) Скажи наоборот:
Холод — (жара)
Печаль – (радость)
Дешево – (дорого)
Длинный – (короткий)
Отдых – (работа)
Автоматизация звука «Р» в предложениях
А) Придумай предложения со словами – предметами, которые изображены на картинках. (Действия, которые можно совершать с изображенными предметами).
Б) Вставь слово в предложение: « У нас нет ….» (рамы, паруса, гитары…).
В) Вставь слово в предложение: «У нас много…»
Г) Закончи предложение.
В реке водится крупная …(рыба).
Папа Карло принес азбуку для … (Буратино).
Мама мыла … (раму).
На лугу паслись овцы и …(бараны).
Мы видели в зоопарке австралийского …(кенгуру).
Чтобы раскрасить картинку, я взял цветные …(карандаши).
Д) Составь предложения со словами:
Ромашки, собирать.
Дорога, короткий.
Е) Назови две любые картинки и составь с ними предложения о том, чего не бывает, например:
Баран, барабан.
Баран стучит рогами в барабан.
Радуга, ролики.
Я катался по радуге на роликах.
Завершение урока.
Определение задания для домашних занятий.
Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы