Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения). Представлено фронтальное занятие по подготовке воспитанников к овладению элементарными навыками письма и чтения. В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия.
Тема логопедического занятия:
Гласные звуки и буквы (Аа, Оо, Уу, Ии, ы)
Цели: совершенствование фонетико-фонематического слуха. Развитие навыков звукового и слогового анализа. Обучение детей слитному чтению, грамоте.
Задачи: развитие слухового внимания и памяти. Совершенствование фонематического слуха. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование представлений об основных фонетических единицах русского языка. Обучение слитному чтению, грамоте. Закрепление пройденного лексико-грамматического материала.
Оборудование: “Волшебный мешочек”, предметные картинки, макеты домиков в 1, 2 и 3 этажа, карточки с печатными образцами написания гласных букв, карточки для чтения слов, индивидуальные рабочие тетради детей.
План занятия:
1. Организационный момент:
Воспроизведение слоговых рядов, воспринятых на слух;
2. Знакомство с темой занятия
Упражнение “Хитрый гласный звук”,
Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний
Упражнение “Ушки на макушке”,
Фонетический анализ и синтез слов:
Игра: “Волшебный мешочек”;
3. Динамическая пауза:
Игра “Гласные звуки”;
4. Закрепление и обобщение пройденного на занятии материала,Чтение слов, Печатание слов под диктовку.
5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Логопед предлагает сесть за свои рабочие места тем детям, которые правильно повторят сочетания из трех слогов. Например: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мы, он-она-они.
2. Знакомство с темой.
Уточнение представлений детей о основных фонетических понятиях: “звук”, “гласный звук”, “слог”, “слово”. Узнавание детьми гласных звуков по беззвучной артикуляции. Характеристика гласных звуков. Различение звучаний гласных и согласных звуков на слух.
Упражнение «Хитрый гласный звук»
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук.
Педагог отчетливо произносит каждый из звуков: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.
Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний.
Упражнение «Ушки на макушке»
Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно ус-ложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Фонетический анализ и синтез слов.
Игра “Волшебный мешочек”
Логопед предлагает каждому из детей достать по 1 картинке из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет.
Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и опреде-лить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1, 2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.
3. Динамическая пауза.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на один из перечисленных гласных звуков.
Педагог уточняет представления детей о таких схожих понятиях, как “звук”и “буква”, “ гласные звуки” — “согласные звуки”, “слог”, “слово”.
Чтение слов.
Логопед выставляет образцы написания печатных гласных букв и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и предлагает детям прочитать следующие слова:
Оса, коса, косы, куст, утка, каток.
Печатание слов под диктовку.
Педагог предлагает детям на слух записать в рабочих тетрадях следующие слова:
Осы, косы, утка.
5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории
Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева , Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
4. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998
5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое посо-бие. –СПб.: Детство-пресс, 1999.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.
Cколько раз в неделю логопед проводит занятия с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)?
Логопедические занятия для детей с ТНР проводятся 4-5 раз в неделю (индивидуальные 2-3 раза в нед., остальные подгрупповые).