ОНР, подготовительная группа, I период.
Тип занятия:
- по закреплению материала.
Продолжительность:
- 30-35 минут.
Цель:
- Автоматизировать звук «У» в словах.
Задачи:
- Закрепить правильное и четкое произношение звука «У» изолированно и в словах;
- Развивать умение выделять звук «У» в ряду гласных звуков и в словах на слух и в собственной речи;
- Развитие фонематического представления на основе зрительного восприятия ;
- Развитие мелкой моторики и зрительно — моторной координации.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых звук «У» в начале и середине; предметные картинки «волк и волчонок», «паровоз»; раздаточный материал: пособие «звуковая линейка», трафарет фигурки «Уточка», цветные карандаши по количеству детей.
Лингвистический материал: ряд гласных звуков «А, У, И, У, А, У, У, А, И», слова: утюг, улитка, удочка, капуста, кабачок, огурец, лук, узел, луна, губы, утка, кукла, Лунтик, пушка, муха, ухо, сумка…
Методические рекомендации: четкое произнесение звука, выделение голосом звука.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему.
Логопед: Отгадайте загадки:
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…..(удочка).
Гладит все, что касается,
А дотронешься — кусается (утюг).
Кто на себе свой домик носит? (улитка)
Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )
2.2. Фонетические упражнения.
Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).
(Слайд №2)
а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу…
в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто
2.3. Уточнение артикуляции звука «У».
Логопед:
- Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)
- Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).
Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)
2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)
Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.
2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».
- гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;
- слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…
2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.
Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )
- А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:
Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.
3. Динамическая пауза.
Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:
Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо сели.
Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)
4. Продолжение основной части.
4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )
4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )
4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».
Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )
5. Итог занятия.
Логопед: Какой звук учились четко произносить?
- Как складываются губы, когда произносим звук «У»?
Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)
Презентация: Звук [У]
Терентьева Наталия Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»,
Россия, Самарская область,
Хворостянский район, с. Хворостянка