Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса по теме:
Составление рассказа «Новогодний праздник»
Чуманова Ирина Петровна,
учитель-логопед
Представлен конспект логопедического занятия и презентация — Составление рассказа «Новогодний праздник» для учащихся 3 класса.
Составление связных рассказов часто вызывает затруднения у учащихся, имеющих логопедические нарушения. Конспект содержит в себе задания, которые помогут учащимся правильно согласовывать слова разных частей речи, составлять из них предложения, грамотно записывать получившийся текст.
Цель: составление связного рассказа «Новогодний праздник»
Образовательные задачи:
• закреплять знания о частях речи;
• закреплять умение составлять словосочетания между И. существительным и И. прилагательным;
• упражнять в умении применять на письме изученные орфографические правила;
• формировать умение составлять связный текст.
Коррекционные задачи:
• учить составлять предложения, связывая слова друг с другом по смыслу и грамматически, оформлять в конце нужным знаком;
• развивать зрительную память;
• продолжать работу по коррекции дизорфографии.
Воспитательные задачи:
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать навыки работоспособности, целеустремленности в решении учебно-практических действий и речевых задач.
Ход занятия
Этапы, |
Задачи |
Названия упражнений |
Действия учителя-логопеда |
Действия учащихся |
1 этап |
Организационный. Развивать мимическую мускулатуру |
Мимическая гимнастика |
Ребята, назовите, пожалуйста, зимние развлечения.
А теперь поработаем над мимикой лица. Покажите свои ощущения.
|
Мимические упражнения: боль, страх, радость, огорчение |
2 этап |
Закреплять знания о частях речи. |
Повторение. |
Ребята, прочитайте слова первого столбика.
Какой частью речи являются эти слова? На какие вопросы могут отвечать И. существительные? Определите род И. сущ. Назовите И. сущ. единственного и множественного числа. А теперь прочитайте слова 2 столбика. Какой частью речи они являются? На какие вопросы могут отвечать И. прилагательные? |
1 столбик: праздник, елка, дождь, колокольчики, зал, шары, огоньки.
2 столбик: огромные, красивый, золотые, серебряный, нарядная, веселый, разноцветные. |
3 этап |
Развивать умение слушать, запоминать инструкцию, действовать по инструкции. |
Постановка цели. |
Послушайте, пожалуйста, задание.
Нам необходимо из этих слов составить словосочетания. Каждое словосочетание ввести в предложение. Из этих предложений мы составим рассказ на тему «Новогодний праздник». |
|
|
Упражнять в согласовании И. сущ. и И. прил. в роде, числе. |
Составление словосочетаний. |
Составьте словосочетания, подбирая к И. существительным нужные по смыслу И. прилагательные.
Не забудьте поставить вопрос к И. прилагательному. Запомните эти словосочетания. |
Праздник веселый, елка нарядная, дождь серебряный, колокольчики золотые, зал красивый, шары огромные, огоньки разноцветные. |
|
Формировать умения составлять грамматически правильные предложения. |
Составление предложений. |
Теперь составим предложения. Помните о том, что в одном предложении может быть не одно, 2-3 словосочетания, их можно объединить в одном предложении, т.е. их перечисление. Запоминайте полученные предложения. | В красивом зале стоит нарядная елка. Дети украсили ее разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Наступил веселый праздник! |
4 этап |
Снять мышечное напряжение, расслабить мышцы тела |
Физминутка |
Разыграйтесь-ка , метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели! Всё, что есть в моём лесу Всё завьюжу, замету |
- вращения кистями рук
- наклоны - развести руки в стороны - вращения кистями рук
Не боимся мы мороза! – качают пальчиком Любим снег, любим снег! – хлопки Мы теперь метатели, — лепят снежок Бьём по неприятелю! – замах и бросок |
3 этап |
Повторить изученные орфограммы, развивать умение видеть в слове «ошибкоопасное место» и проверять его. |
Составление рассказа. |
Полученные предложения запишем с комментированием.
|
Работа в тетрадях.
Примерный текст: «В крАсивОм зале стОит нАряднАя елка. Дети украсИли ее рАзнОцветными ОгонЬками, зОлОтыми кОлОкольчИками, сЕребряным дОждем, Огромными шАрами. НАступил вЕселый празДнИк!» |
4 этап |
Формировать умение оценивать результат своего труда. |
Подведение итога. |
Прочитайте получившийся рассказ. Связный ли получился текст? Его содержание соответствует названию рассказа?
Припомните, какая задача стояла перед нами в начале занятия? Мы справились с поставленной задачей. Молодцы! |
Скачать презентацию