Урок логопеда в 3 классе. Дисграфия, обусловленная несформированностью звуко – буквенного анализа.
Цели занятия:
Образовательная:
- Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.
Коррекционные:
Развитие:
- фонематических процессов (слуха, воображения);
- наблюдательности, умения объяснять;
- мелкой и артикуляционной моторики;
- ориентировки в пространстве;
- зрительного восприятия, внимания;
- совершенствование связной речи.
- обогащение словаря;
Воспитательная:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: модули, снежки, подснежники, сугробы, снежинки с загадками, солнце, карточки с заданиями, силуэт дерева с корнем, стрелка-ориентир, магниты, колпачки от фломастеров, маршрутные листы, листья с подсказками, корзина, 3 ,пословицы, девиз, фломастеры, магнитная доска, мел.
Ход занятия:
Орг. момент: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть весеннего утра,доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения, плохое настроение.(3раза)
Молодцы! Повернёмся, поздороваемся с нашими гостями, которые пришли посмотреть на то, чему мы с вами научились.
Проходите и усаживайтесь на свои места.
Сообщение темы: сегодня мы с вами подведём итоги по работе над безударными гласными, будем находить «ошибкоопасные» места в словах и многое другое, и всё занятие будем работать под девизом:
СООБРАЗИЛ – ПРОВЕРИЛ – НАПИСАЛ,
Но для начала мы выполним артикуляционную гимнастику, вспомнив гласные буквы по модулям.
Сядьте поудобнее, возьмите массажные коврики и выполним упражнения:
Нажимаем на звонок, (надавливание подушечками пальцев)
Начинается урок:
Дзынь-дзынь-дзынь.
Вот разгладим мы ладошки, (движения руками вверх-вниз)
Поработаем немножко.
Отложили в сторону.
Ребята, давайте вспомним название зимних и весенних месяцев.
Ну а теперь, мы отправимся в сказку «12 месяцев». Все её помните? И так, опушка леса, костер, девочка с корзиной и братья месяцы, которые согласились помочь девочке набрать среди зимы корзину цветов, но с условием, что вы поможете ей выполнить несколько заданий. Вы согласны помочь?
1 задание нам предлагает зимний месяц – Декабрь:
На доске написаны слова:
М..ряк, сл..ды, с..довый, п..левой, пл..щадка, прин..сти, пл..сал, п..чтальон, з..мовать,
ваша задача вставить пропущенную букву, ответ обосновать.
Декабрь уступил своё место – брату Январю:
2 задание: каждому из вас я раздам силуэт дерева, у него есть только корень, который является общей частью родственных слов. Нарисуйте ствол и ветви дерева, придумайте и напишите на ветках однокоренные слова, которые будут образованы с указанным корнем. В придуманных словах выдели корень, обозначь орфограмму, укажи проверочное слово. Каждому из вас даётся листочек-подсказка.
Подсказки:
РЫБ - тот, кто ловит рыбу;
- огромная рыба;
ЧАС — мастер по починке часов;
- солдат, стоящий на посту;
ВАР - ягоды, сваренные в сахаре;
- тот, кто готовит пищу;
ЛЕС - тот, кто охраняет лес;
- маленький лес.
(после выполнения задания, деревья вывешиваются на доску по сюжету сказки, имитируя лес).
3 задание вам подготовил братец – Февраль.
Поймайте снежинку и прочитайте задание (на снежинках написаны загадки).
Загадка 1:
Тает снег, бегут ручьи,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной).
В ответе найдите «ошибкоопасное» место. Ответ обоснуйте.
Загадка 2:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, (фонограмма)
И расцвёл ..(подснежник).
В ответе найдите «ошибкоопасное» место. Ответ обоснуйте.
(сугробы опускаются, открывается подснежники). Вы, наверное, замерзли от зимней стужи, давайте согреемся, а что случилось с подснежниками, мы узнаем после того, как сделаем разминку.
Физминутка:
Мы сначала будем топать,
А затем мы будем хлопать.
Ладошки вверх, пальцы напрягаем,
Ладошки вниз, пальцы расслабляем,
Ладошки на бочок и сжали в кулачок.
А сейчас мы повернёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ну вот, стало жарко, как весной, а это значит, пришёл черёд Марту месяцу дать задание.
4 задание: Ребята, а может вы сами догадались, какое задание приготовил месяц-март? Посмотрите на наши подснежники. (Надо собрать цветок). А как вы думаете, почему так называются эти цветы?
Вы видите стебельки, на которых написаны буквы и отдельно лепестки. Возьмите лепесток, выполните задание и поставьте его в стебелёк с той гласной, которую, по вашему мнению, нужно написать в слове. Ответ обосновать.
Выполнив правильно у вас получаться подснежники.
(сн.жинка, в.сна, цв.тёт, гн.здо, в.зать, т.жёлый, р.ды, пр.мой, хв.лил, гр.чи, тр.ва, п.стух, св.стит, л.сты, скр.пит, стр.жи ).
Какие вы молодцы! И с этим заданием справились. Давайте подснежники сорвём и отдадим их девочке.
5 задание: А для того, чтоб она благополучно добралась домой братец – Апрель даёт вам задание на выбор.
1. Карточки с легким заданием:
Соедини слово с нужной буквой:
гр..чи а др..зды
р..ка о тр..ва
п..тно е п..ла
р..ды и ..са
ст..на я в..да
зм..я м ..чи
2. Карточки со сложным заданием:
Прочитай, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, которые отвечают на заданный в скобках вопрос.
И пот..кли (что делал?) сосульки, затр..щал (что?) лёд, расп..лзлись(что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..ленеет (что? какой?) лес, заг..лубеют (что?)
Воды, задымятся пашни. Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.
Ребята, давайте вспомним, каким становится снег весной? (он: липкий, клейкий, мягкий…), а в какую игру дети любят играть с таким снегом? (снежки).
Вот и мы с вами поиграем в «снежки» (детям раздаются маршрутные листы на которых указано место расположения снежков. В снежках спрятаны части стихотворения, которое дети должны составить).
Мы под удареньем пишем,
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Итог:
- Ну вот, со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?
- Какой мы подведём итог? (Чтение стих-я)
- А что мы будем с этим звуком делать? (Проверять)
Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!
Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна,
учитель-логопед МОУСОШ №2, г. Пыть-Ях