Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

Тема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

Работа логопеда с неговорящим ребенкомКоличество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

Причины этого явления многообразны:

• на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;
• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов.

В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы, и т.д.

К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.

В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным .

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.

В этом учебном году в группу для детей с недоразвитием средств языка, в которой я работаю логопедом , был зачислен ребёнок, с ярко выраженной речевой патологией в возрасте 4-х лет.

Характеристика на ребенка

Валерия Б., 23. 09. 07 г. рождения, проживающей по адресу: г. Краснодар, посещающей спецгруппу для детей с НСЯ при МДОУ д/с, на основании выписки из протокола ГПМПК.

Девочка родилась от III беременности, протекавшей на фоне дефицита веса, родилась недоношенной (38 недель) с массой тела – 2100 гр. длиной тела – 48 см., закричала сразу. На искусственном вскармливании с первого дня рождения. После родов в течение месяца проводились процедуры по выхаживанию. Раннее развитие ребёнка проходило с задержкой:

Моторная формула (3 м — 6 м. – 14 м.)

Зубы – к 4, 5 месяцам появилось 4 зуба. В возрасте 1 года были все зубы.

Первые лепетные слова появились к 1,5 годам. После 1,5 лет речь прекратилась в результате стресса (во сне испугалась резкого звука дрели).

Массовый детский сад посещала с 2-х лет, в этом возрасте появились 3 слова (мама, папа, дядя).

Семья полная, условия жизни и воспитания удовлетворительные.

В МДОУ № поступила из массовой группы МДОУ № в сентябре 2011 г.

Адаптационный период протекал без особенностей. Девочка общительная, вступает в контакт со взрослыми, преобладающее настроение позитивное. Контактирует в основном с помощью жестов и мимики. Обращённую речь понимает на бытовом уровне, реакция на речь адекватная. Может выполнить простую одноступенчатую инструкцию бытового характера. Самостоятельная речь представлена ограниченным количеством слов: (мама, папа, дядя, да, на), звуковыми комплексами и звукоподражаниями.

Правила поведения в коллективе соблюдает. Владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Туалетом пользуется с минимальной помощью, в еде использует столовые приборы. Одевается и раздевается с помощью взрослого.

В совместной с детьми деятельности участвует редко. Занятия со специалистами носят индивидуальный характер. На занятиях эмоциональна, работает охотно. Но не всегда справляется с поставленной задачей, быстро истощается.

Познавательные процессы нарушены: внимание неустойчивое, отмечается застревание на определённых монотонных действиях (хлопки в ладоши, постукивание ладонью о стол).

Объём внимания резко снижен. Память на низком уровне. Преобладает механическая, моторная, эмоциональная память.

На музыкальных и физкультурных занятиях оживлена, эмоциональна, но действует спонтанно.

Игровая деятельность не сформирована, самостоятельно занять себя не может. Особого интереса к игрушкам не проявляет. Игры с игрушками носят манипулятивный, бессюжетный или подражательный характер.

Запас общих знаний и представлений снижен по возрасту, формируется с трудом: Лера может соотнести красный, жёлтый цвета с образцом, может выполнить элементарные действия с предметами (в пределах изученного материала), различает предметы по величине.

Навыки изобразительной деятельности не сформированы, интерес к этой деятельности недостаточен. Выполнение заданий методом «Рука в руке» вызывает протест.

Родители консультировались у детского психоневролога. Диагноз: «Последствия перинатального поражения головного мозга в форме правосторонней пирамидной недостаточности, расстройство экспрессивной речи с синдромом моторной алалии, когнитивными нарушениями». (лечение получает).

В данный момент проходит обследование в генетической консультации.

Характеристика выдана по месту требования.

Заведующий МДОУ №:

Председатель ПМПК:

Члены консилиума:

- старший воспитатель:
– учитель-логопед:
- педагог – психолог:
– воспитатель:
– воспитатель:

Дата:

Причины задержки психоречевого развития

На основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка:

а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно;

б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению:

- как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные;

Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует.

Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка.

Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду.

в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления.

Основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка

Исходя из этих данных намечаются основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка, при обязательной медицинской поддержке:

а/ психокоррекция;

б/ коррекция интеллектуального развития;

в/ логокоррекция;

г/ коррекция физического развития.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия:

- Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки, звукоподражания;

- Учить дифференцировать тихие и громкие физические звуки, уметь локализовать звук в пространстве, определять направление и источник звука, соотносить количество звучаний с числом.

• Локализовать и узнавать голос, отличать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного, развивать устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
• Развивать речевую память.
• Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.

Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком

Мною был разработан цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком Б. Лерой.

Предлагаю их вашему вниманию.

Скачать материал для работы с неговорящим ребенком

Гранкина Ольга Борисовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (23 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Отзывы к материалу: "Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми"

  1. ЕКАТЕРИНА:

    Большое Вам спасибо,за материал.Очень интересный.Надеюсь мне поможет в работе.Вам творческих успехов.

  2. tania:

    спасибо, очень хороший материал…А как его можно скачать для работы.

  3. Ирина:

    Огромное спасибо, отличный материал!!!!

  4. Юлия:

    Спасибо, очень познавательно, ясно и точно описано!!!!

  5. Ирина:

    Большое спасибо за практический материал. Конспекты так хорошо разработаны, что можно даже давать домой родителям для закрепления. Успехов Вам в работе!

  6. Юлия:

    Огромное спасибо, за практический материал! Желаю вам дальнейших творческих успехов!

  7. Дарья:

    Спасибо большое!

  8. Ирина:

    Спасибо Вам большое! Очень ценный материал и опыт работы!

  9. Татьяна:

    Ольга Борисовна, спасибо за Ваш титанический труд.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.