Тема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.
Причины этого явления многообразны:
• на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;
• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов.
В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы, и т.д.
К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.
В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным .
В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.
Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.
В этом учебном году в группу для детей с недоразвитием средств языка, в которой я работаю логопедом , был зачислен ребёнок, с ярко выраженной речевой патологией в возрасте 4-х лет.
Характеристика на ребенка
Валерия Б., 23. 09. 07 г. рождения, проживающей по адресу: г. Краснодар, посещающей спецгруппу для детей с НСЯ при МДОУ д/с, на основании выписки из протокола ГПМПК.
Девочка родилась от III беременности, протекавшей на фоне дефицита веса, родилась недоношенной (38 недель) с массой тела – 2100 гр. длиной тела – 48 см., закричала сразу. На искусственном вскармливании с первого дня рождения. После родов в течение месяца проводились процедуры по выхаживанию. Раннее развитие ребёнка проходило с задержкой:
Моторная формула (3 м — 6 м. – 14 м.)
Зубы – к 4, 5 месяцам появилось 4 зуба. В возрасте 1 года были все зубы.
Первые лепетные слова появились к 1,5 годам. После 1,5 лет речь прекратилась в результате стресса (во сне испугалась резкого звука дрели).
Массовый детский сад посещала с 2-х лет, в этом возрасте появились 3 слова (мама, папа, дядя).
Семья полная, условия жизни и воспитания удовлетворительные.
В МДОУ № поступила из массовой группы МДОУ № в сентябре 2011 г.
Адаптационный период протекал без особенностей. Девочка общительная, вступает в контакт со взрослыми, преобладающее настроение позитивное. Контактирует в основном с помощью жестов и мимики. Обращённую речь понимает на бытовом уровне, реакция на речь адекватная. Может выполнить простую одноступенчатую инструкцию бытового характера. Самостоятельная речь представлена ограниченным количеством слов: (мама, папа, дядя, да, на), звуковыми комплексами и звукоподражаниями.
Правила поведения в коллективе соблюдает. Владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Туалетом пользуется с минимальной помощью, в еде использует столовые приборы. Одевается и раздевается с помощью взрослого.
В совместной с детьми деятельности участвует редко. Занятия со специалистами носят индивидуальный характер. На занятиях эмоциональна, работает охотно. Но не всегда справляется с поставленной задачей, быстро истощается.
Познавательные процессы нарушены: внимание неустойчивое, отмечается застревание на определённых монотонных действиях (хлопки в ладоши, постукивание ладонью о стол).
Объём внимания резко снижен. Память на низком уровне. Преобладает механическая, моторная, эмоциональная память.
На музыкальных и физкультурных занятиях оживлена, эмоциональна, но действует спонтанно.
Игровая деятельность не сформирована, самостоятельно занять себя не может. Особого интереса к игрушкам не проявляет. Игры с игрушками носят манипулятивный, бессюжетный или подражательный характер.
Запас общих знаний и представлений снижен по возрасту, формируется с трудом: Лера может соотнести красный, жёлтый цвета с образцом, может выполнить элементарные действия с предметами (в пределах изученного материала), различает предметы по величине.
Навыки изобразительной деятельности не сформированы, интерес к этой деятельности недостаточен. Выполнение заданий методом «Рука в руке» вызывает протест.
Родители консультировались у детского психоневролога. Диагноз: «Последствия перинатального поражения головного мозга в форме правосторонней пирамидной недостаточности, расстройство экспрессивной речи с синдромом моторной алалии, когнитивными нарушениями». (лечение получает).
В данный момент проходит обследование в генетической консультации.
Характеристика выдана по месту требования.
Заведующий МДОУ №:
Председатель ПМПК:
Члены консилиума:
- старший воспитатель:
– учитель-логопед:
- педагог – психолог:
– воспитатель:
– воспитатель:
Дата:
Причины задержки психоречевого развития
На основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка:
а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно;
б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению:
- как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные;
Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует.
Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка.
Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду.
в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления.
Основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка
Исходя из этих данных намечаются основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка, при обязательной медицинской поддержке:
а/ психокоррекция;
б/ коррекция интеллектуального развития;
в/ логокоррекция;
г/ коррекция физического развития.
В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия:
- Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки, звукоподражания;
- Учить дифференцировать тихие и громкие физические звуки, уметь локализовать звук в пространстве, определять направление и источник звука, соотносить количество звучаний с числом.
• Локализовать и узнавать голос, отличать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного, развивать устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
• Развивать речевую память.
• Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.
Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком
Мною был разработан цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком Б. Лерой.
Предлагаю их вашему вниманию.
Скачать материал для работы с неговорящим ребенком
Гранкина Ольга Борисовна
Большое Вам спасибо,за материал.Очень интересный.Надеюсь мне поможет в работе.Вам творческих успехов.
спасибо, очень хороший материал…А как его можно скачать для работы.
Огромное спасибо, отличный материал!!!!
Спасибо, очень познавательно, ясно и точно описано!!!!
Большое спасибо за практический материал. Конспекты так хорошо разработаны, что можно даже давать домой родителям для закрепления. Успехов Вам в работе!
Огромное спасибо, за практический материал! Желаю вам дальнейших творческих успехов!
Спасибо большое!
Спасибо Вам большое! Очень ценный материал и опыт работы!
Ольга Борисовна, спасибо за Ваш титанический труд.